Детский психолог в Ташкенте

Опубликовано· 25 927
Детский психолог в Ташкенте

В наше время психология становится неотъемлемой частью современной жизни. Особое место в ней занимает детская психология. Многие родители уже с появлением ребенка начинают задаваться разными вопросами относительно здоровья и правильного развития своего чада. В некоторых случаях бывает, что помощь детского психолога бывает очень своевременной. Мы побеседовали с практикующим детским психологом Лианой Натрошвили и задали ей наиболее актуальные вопросы о детях возраста 1−7 лет.


Лиана Натрошвили — детский психолог, окончила бакалавриат и магистратуру НУУз, по специальности общая психология. Практическую деятельность начала в 2006 году, в качестве школьного психолога, позже работала психологом в отделении восстановительного лечения Городского Детского Диагностического центра, а так же в детских садах и социальных организациях Ташкента.

В каких ситуациях стоит задуматься об обращении к детскому психологу? Есть ли ситуации, когда обращение к психологу очень желательно?
Консультация психолога будет полезна в самых разных случаях — когда родителей, врачей, педагогов что-то беспокоит в поведении, эмоциональной жизни малыша или темпах его развития. Рекомендуется обратиться к специалисту, если ребенка мучают страхи, тревога, он чрезмерно активен, есть нарушения сна, питания, поведения в целом.

К счастью, большинство проблем — вовсе не проблемы, а просто особенности малыша, связанные с возрастом, типом нервной системы, темперамента, стилем воспитания, но бывают ситуации, когда коррекция необходима и важно отделить одно от другого. Получение же консультации специалиста-психолога перед тем, как отдавать малыша в детский садик или школу позволит определить уровень готовности, облегчить ребенку период адаптации и понять как правильно вести себя взрослым в новой ситуации. Также родителям полезно посетить специалиста вместе с ребенком, если они чувствуют себя неуверенно в общении с крохой, не могут найти оптимальный вариант воспитания, когда, что называется, «опускаются руки».

Как правильно выбрать детского психолога в Ташкенте и не стать жертвой дилетанта?
Есть много критериев для выбора психолога — это и специальное высшее образование (5-месячные курсы не являются специальным образованием для работы с детьми), и опыт работы в нужной нам области, и рекомендации людей, которым мы доверяем. Не нужно стесняться, задавая специалисту вопросы относительного его квалификации, поинтересоваться отзывами других людей. Очень важно и ваше личное впечатление и отношение ребенка к специалисту — мы все знаем как важно для детского специалиста (психолога, врача, педагога) уметь расположить к себе малыша, это одно из самых важных условий для эффективной работы.

Насторожитесь, если:
— специалист сразу, не разобравшись в вашей ситуации, начинает давать советы и делать выводы;
— настаивает на длительной работе без весомых причин;
— затрагивает темы религии, оккультизма, предлагает какие-либо «магические» практики.

В последнее время очень модным стало раннее развитие детей. Японские авторы, вообще, призывают завершить обучение до трех лет, потому как потом «уже поздно». Как вы считаете — готов ли ребенок до трех лет воспринимать большой объем информации и вообще — нужны ли курсы раннего развития?
Это очень спорный вопрос, на самом деле. Выскажу свое общее отношение к проблеме. В любом ребенке заложен огромный потенциал для развития и если понаблюдать за малышом в течение дня, то видно, что ни одна минута не пропадает впустую. Даже если ребенок лежит на полу, жует банан и смотрит в одну точку — это не праздное «ничегонеделание» — это время когда что-то важное происходит внутри. Среда, в которой растет ребенок, должна быть богата, но ненавязчива — кроха сам выберет то, что ему важно в данный момент, можно предлагать, но нельзя настаивать. Важнейшим условием гармоничного развития с рождения является общение с взрослыми — любая совместная деятельность полезна и желательна. Позже, в 3−4 года у малыша появляется потребность в общении с другими детьми, тогда же можно плавно, ненавязчиво начинать обучение буквам, цифрам, готовить детские ручки к письму.

Таким образом, я не считаю курсы раннего развития чем-то необходимым. Но если ребенку там комфортно, если там происходит что-то, что сложно организовать дома, а для мамы это смена обстановки и возможность пообщаться и развеяться — то ничего негативного в таких занятиях нет.

Наиболее частый вопрос в среде мам — во сколько лет ребенок должен уметь говорить? Некоторые интернет издания призывают показать ребенка к специалисту, если, к примеру, ребенок не говорит сложноподчиненными предложениями в 3 года.
Считается, что период активного формирования и становления речи приходится на возраст с 1,5 до 3 лет. Но всегда надо помнить, что нормы и стандарты — это общая картина, так сказать «средняя температура по больнице», а каждый ребенок — это уникальный и неповторимый мир. Совершенно ясно, что раннее появление речи не является показателем высокого интеллекта или одаренности, также как опоздания в этой сфере у здорового ребенка не говорят о каких-то проблемах. Если в 2−3 года ребенок молчит, то стоит показать его неврологу, психологу, логопеду — просто собрать мнения и сделать выводы. Как уже было сказано выше — важно разделить особенности и проблему.

Другой наиболее частой проблемой является так называемый синдром «гиперактивного ребенка». Нужна ли здесь какая-либо психологическая корректировка специалиста?
Мой опыт показывает, что этот диагноз часто ставится необоснованно, хочется предостеречь родителей на этот счет. Природа сделала детей подвижными, активными, импульсивными — важно правильно провести границу между нормой и патологией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания выявляется обычно в возрасте 3−4 лет, хотя признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте. Проблема СДВГ находится на стыке медицины, психологии и педагогики, соответственно, и диагностика и коррекция происходят при участии докторов, психологов и педагогов. Психолог, в данном случае, проводит психологическое тестирование, занимается поведенческой терапией с ребенком, помогает наладить отношения между ребенком и родителями, сверстниками и воспитателями (нянями, учителями), дает рекомендации относительно построения режима дня, организации активности малыша.

Нужна ли особая психологическая подготовка к детскому саду или школе?
Адаптация к детскому садику — это всегда стресс для малыша. Самый эффективный способ снизить негативные последствия — это дождаться подходящего возраста (обычно это 3−4 годика). Для более мягкого привыкания можно заранее готовить малыша, рассказывая о том, что происходит в саду, придумывая сказки и рисуя рисунки на тему сада, также полезно постоянно повторять малышу, что мама обязательно заберет его домой (это очень частый детский страх).

Готовность к школе — это отдельная большая тема. Вкратце можно сказать, что самое важное — это правильная мотивация (грубо говоря, желание учится) и положительное отношение к школе, учителям, сверстникам. И если сидеть за партой, писать, считать и читать малыша научат в детском садике или воскресной школе, то формирование мотивации к обучению зачастую ложится на плечи родителей. Важно научить малыша получать удовольствие от процесса познания, от результата своих усилий и не сдаваться при первых трудностях, также нужно дать понять будущему школьнику, что он всегда может обратиться за помощью и получить поддержку.

Может ли психолог распознать таланты, заложенные в ребенке?
Таланты, они же способности, распознать не трудно, существуют даже специальные тестовые методики для определения склонностей ребенка. Обычно сами родители видят, что малыш тянется к кисти, подпевает любимой песенке или пускается в пляс — это уже сигналы, позволяющие понять, что нравится крохе. Дети активные, подвижные, как правило, могут реализовать себя в спорте. Однако не стоит переживать, если ребенок не проявил никаких ярких талантов в раннем возрасте, ведь учеными выделено 9 групп способностей и многие из них могут проявиться только с возрастом, например, литературная одаренность или талант предпринимателя. Биографии многих великих людей свидетельствуют о том, что в раннем детстве и, часто, юности — ничего не предвещало успеха.

В любом случае — самым полезным для роста и развития малыша является безусловная любовь и чуткость родителей, а все остальное, как говорится, приложится.

Автор: Насиба Камилова
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»