Тарас Бульба
Об этой картине было сказано много задолго до ее выхода в широкий прокат. Каких только каверзных вопросов создателям не задавали, в каких только грехах не пытались уличить, особенно жестко поднимался российско-украинский конфликт. В любом случае зритель ожидает получить много эмоций, которые с первых минут фильма обрушатся на него водопадом.
Начнем с того, что кино о мужчине и по большей части для мужчин. Оно прямо пышет потом, перегаром, затхлым телом, запекшейся кровью. Натуралистичностью воплощение не уступает заморскому «Парфюмеру». Картинка настолько яркая, зрелищная, подробная, что порой становится как-то не по себе. Здесь же отмечу сцены боя: массовые, красочные, кровавые, жестокие. Обещали кишки — кишок не было, ограничились лишь демонстрацией рассекающейся под сабельными ударами кожи и выбивающихся оттуда фонтанов крови. Но с этим явный перебор. Нет, не потому, что страшно или противно как-то, отнюдь, очень часто они мелькают, утомительно. Рубленые части тела, оторванные головы, вздернутые на крюках, словно туши мяса, живые люди — страшно, конечно, но в общей композиции фильма выглядит очень естественно.
Картина вроде бы о легендарной персоне, о сильном характере, но проблем поднимается куда больше. Мысли основных раскрывается три. Во-первых, это проблема истинных ценностей, то есть земля одна, народ один, вера одна, и этим нужно дорожить, защищать, воевать, если нужно — и жизнь отдать. Большинство героев фильма помирали счастливыми, целуя землю. Второй момент — тема пьянства. Очень актуальный момент для деревенского жителя. Ну что еще русский народ может делать со скуки? Опять же таки тема «Бумера» — не мы такие, жизнь такая. И еще одна яркая демонстрация патриархальной мысли о том, что женщины, какими они ни были, до добра не доводят. Андрий за это и поплатился, предав землю, друзей, семью ради белокурой панночки Эльжбеты.
Получилось ярко, зрелищно, порой лирично и чувственно. Актерская игра потрясающая, впрочем, как и состав. Боярский вместо «канальи!», кричит «грязный пес», да и без Безрукова не обошлось, хотя в этот раз текст им читается без привычного пафоса, что является несомненным плюсом. А еще понравилось, что у Матлюбы Алимовой наконец-то работа появилась.
Корнелюк выдал очередной саундтрековый шедевр: многие сцены только музыка и вытянула. Фильм идет два с лишним часа, что порой очень сильно утомляет. Но в целом — очень хорошо! Даже если сначала смотришь отстраненно, к полутора часам проникаешься, воодушевляешься, в итоге после просмотра одно сплошное удовлетворение. Вердикт — идейно, страстно, сильно, на десятку.