Малавита
Недавний 70-летний юбилей не помешал Роберту Де Ниро, почетному мафиози всея Голливуда, сняться в динамичной семейной трагикомедии. Выдавая на гора по три-четыре фильма в год (а в 2013 году и вовсе — шесть!), он умеет оставаться разным, не становясь заложником одного образа.
«Малавита» — ещё одна работа в «криминальную» копилку Де Ниро. Его герой, Джованни Манцони, когда-то крупно насолил мафии, сдав властям нескольких подельников. Теперь мафиозные боссы жаждут расправиться с отступником и его семейкой, а сами Манцони скитаются по городам и весям под чужими именами. Им бы жить размеренной жизнью в каком-нибудь тихом городке, пользоваться благами программы по защите свидетелей… но Манцони, а ныне Блейки, так не могут.
Фред (Роберт Де Ниро), Мэгги (Мишель Пфайффер) и их дети, Бэлль и Уоррен, очень стараются влиться в мирную жизнь маленького нормандского городка. Они устраивают барбекю, участвуют в дебатах киноклуба, пишут мемуары. Но при этому успевают немного похулиганить: хамы и задиры сами на рожон лезут, а весёлое прошлое и чувство собственного достоинства не дают криминальной семейке спустить такое отношение на тормозах. Вот и появляются в городе перевоспитанные школьники и сантехники, сгоревший супермаркет, чистая водопроводная вода в кранах. Однако прошлое не оставляет Фреда, и когда «Коза Ностра» нападает на его след, семье приходится сплотиться, чтобы выжить.
Задорная, а местами грустная «Малавита» снята по одноименному роману Тонино Бенаквиста, изданному в 2004 году. Mala vita (ит. «плохая жизнь») — одно из имён сицилийской мафии, которым главный герой назвал свою собаку. Ему, лишенному прежней жизни, дома, имени и друзей только и остается, что тосковать по прошлому, печатая мемуары.
Человек-оркестр Люк Бессон и в этой картине выступил в нескольких ипостасях: он и режиссер, и продюсер, и один из авторов сценария. Тем не менее работа оставляет странное чувство. По отдельности эпизоды сняты прекрасно: яркие типажи, убедительная игра, тонкий юмор, местами переходящий в сатиру, зрелищные сцены… а вместе картинка не «склеивается». Нет того замирания от восторга и безграничной веры в происходящее, как это было с «Леоном» или с «Пятым элементом». То ли Бессон поизносился, то ли мы стали избалованнее и требовательнее к киноиндустрии.
Фильм подойдет для просмотра в семейном кругу (предназначен для зрителей от 16 лет). Здесь есть и любовная линия, и грубоватые шуточки, и лёгкий стеб над кино-стереотипами, и глубокая философия. Именно в последние минуты становится понятно, почему в оригинале фильм назвали The Family — «Семья».