​Волшебный полёт Хаяо Миядзаки

Опубликовано· 17040
​Волшебный полёт Хаяо Миядзаки

Путеводитель для тех, кто впервые слышит эту фамилию или путает её с Мураками.

Древняя и самобытная японская культура, в современном глобальном мире так или иначе касающаяся каждого, небесспорна. Далеко не каждый белый человек однозначно приветствует харакири, далеко не каждому удаётся познать все тонкости бонсая и глубины хентая. Но есть две универсальные ценности, которые поймёт любой, кто хоть однажды их попробует: роллы с лососем и аниме от Хаяо Миядзаки. Этот краткий путеводитель — для тех, кто впервые слышит эту фамилию или путает её с Мураками. Студия Ghibli, основанная Миядзаки совместно с другим режиссёром Исао Такахатой, произвела на свет 20 полнометражных фильмов. Режиссёром девяти из них является сам Хаяо. А если считать «Навсикаю из долины ветров», снятую Миядзаки по своей же манге ещё до Ghibli, то и все десять.

Чтобы влюбиться по уши и с первого взгляда, первым из десяти должен стать «Унесённые призраками», фильм, заработавший в 2002 году берлинского «Золотого медведя», американского «Оскара» и 275 миллионов международных долларов. Завораживающая и немного жуткая история девочки по имени Тихиро, прошедшей сквозь туннель и попавшей в магический мир духов, концентрирует в себе всё лучшее, что есть в анимации режиссёра. Оказавшись в потустороннем мире, фантазия Миядзаки сорвалась с цепи и породила духов, богов и призраков самых разнообразных форм, цветов и размеров. А в центре всего этого красочного безумия — очень человеческая девочка, её приключения и то ли дружба, то ли любовь с заколдованным принцем. В фильме есть и диснеевщина, а именно два комичных персонажа — бессловесные и очень забавные птенец и грызун сомнительной породы.


В другом суперхите гения под названием «Ходячий замок» магия не ограничена отдельно взятой заброшенной территорией, а равномерно распределена по всему миру. На этот раз заколдованный принц, который и сам колдун, живёт в замке, управляемом капризным и умильным демоном огня. Замок — никакой не замок, а совершенно сумасшедшее, лязгающее, булькающее и клокочущее сооружение, скачущее на курьих железных ногах.

При желании зритель может провести параллель с «Красавицей и чудовищем»: и Софи волне красива, и Хаул иногда чудовище. Цветы, поля, луга, леса и горы в этом фильме (впрочем, как и вся природа у Миядзаки) нарисованы изумительно красиво, широким импрессионистским мазком в отдалении и очень детализировано при фокусировке. В «Ходячем замке» (впрочем, как и везде у Миядзаки) не только ходят, но и летают. Во время Второй мировой войны отец Хаяо был директором «Миядзаки Эйрплейн», завода по изготовлению деталей для самолётов А6М Zero, так что мальчик мечтал о полётах с детства и в конце концов сумел оживить свои мечты. Летают обычные самолёты, машут крыльями самолёты невероятных конструкций, взмывают в воздух совершенно фантастические пепяки, не разберёшь — живые или неживые, летают также птицы, звери, драконы, зонты, духи, бомбы и злые колдуньи.


А ещё — ведьмы на мётлах. Если два вышеупомянутых фильма подойдут и взрослым, и детям, то «Ведьмина служба доставки» предназначена исключительно для детей. Даже несмотря на взрослую проблему, а именно — трудности трудоустройства молодой ведьмы в незнакомом городе.

Это трогательный и наивный рассказ раннего Миядзаки о новых знакомствах, дружбе и взаимовыручке. В ней нет противостояния добра и зла и хоть сколько-нибудь отрицательных персонажей, все милые и отзывчивые. Сам режиссёр как-то говорил, что от идеи изображать зло, а потом его уничтожать отдаёт мертвечиной. Так что и красиво, и по-доброму, но зрителям до двенадцати. Да, есть и детский патрон в обойме мастера.


Ещё цитата: «Современный мир бесплоден, пуст и лжив. Надеюсь, я смогу дожить до того дня, когда все застройщики обанкротятся, Япония обеднеет, и все вокруг покроет высокая дикая трава»

Экологические идеи, то и дело всплывающие в произведениях мультипликатора, наиболее полно раскрыты в фильме 1997 года «Принцесса Мононоке», книге японских джунглей. Юный принц Аситака убивает бешеного вепря-оборотня, но ему на руку попадает немного проклятья, переносимого полужидкой червеподобной мерзостью, которой кишит вепрь. По совету лечащего знахаря отправившись на поиски судьбы, он оказывается втянутым в войну между людьми и обитателями леса. А встретив дикую, красивую, неистовую и гордую принцессу Мононоке, воспитанную волками, Аситака занимает миротворческую позицию. Лес прекрасен, духи деревьев кодама забавны, лесной бог величествен, и в конце концов, как автор и хотел, всё зарастает травой. В то же время головы и другие части тела отрубаются и отрываются в больших количествах, а царь-вепрь, поражённый недугом оборотня и истекающий кровью и не только ею, идеально отвратителен. Наряду с полётами, Миядзаки просто обожает изображать подвижные желе-, клее- и соплеобразные гадости, которые норовят заползти, обвить и поглотить. В общем, этот фильм маленьким детям лучше обходить стороной — крепче будут спать.


И, наконец, во всех смыслах последняя работа Миядзаки (режиссёр объявил, что закончил с полнометражными фильмами) — прошлогодний байопик «Ветер крепчает». Он описывает жизнь Дзиро Хорикоси, авиаконструктора, создателя знаменитого японского истребителя Zero. Да-да, того самого, детали для которого выпускал Миядзаки-отец. История охватывает длительный период времени перед войной, включая Великое землетрясение Канто 1923 года. По понятным причинам пришлось обойтись без колдовства, но зато техническая часть достигла поистине магического уровня. Картинки на задних планах превратились в настоящие картины, а детализация на передних планах зашкаливает. Текстуры подробные и выпуклые, все мелочи тщательно прорисованы, на циновках видна каждая соломинка, что в сочетании с традиционной для жанра неторопливой анимацией персонажей создаёт уникальную атмосферу.


Хаяо Миядзаки называет себя пессимистом. Не верьте ему. Все его ленты, даже не самые весёлые, пронизаны стремлением к добру и верой в лучшее будущее. Кроме этих фильмов, на счету автора «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Порко Россо» и «Рыбка Поньо на утёсе». Все они замечательны и настоятельно рекомендуются к просмотру. Полёт — уже волшебство. Волшебный полёт — волшебство вдвойне.

Автор: Дмитрий Белов
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»