Рецензия: «Фантастические твари и где они обитают»

Опубликовано· 20 258

Самое увлекательное фэнтези за долгие многие годы.

Сложно поверить: прошло практически 20 лет с момента выхода первой книги о юном волшебнике Гарри Поттере. А в 2001 году сие чудо было экранизировано. Первые две части «Поттерианы» получились дивной сказкой, как и первоисточник, а режиссер Крис Коламбус великолепно передал атмосферу книжек Джоаны Роулинг. Третья картина волшебной серии — «Узник Азкабана» — в нужных долях сочетала в себе триллер и сказку, в «Кубке огня» Майк Ньюэлл добавил романтики и красок, а дальше пришёл Дэвид Йетс. С его приходом последние четыре главы франшизы получились более тоскливым и мрачными, и в то же время «Нимбусы» стали превращаться в обычные палки, Хогвартс стал похожим на обычный старый универ, а ореол волшебства исчез за чёрной завесой, как Сириус Блэк после заклинания «Авада Кедавра» (это касается только фильмов). Новую часть «Поттерианы» уже не ждали с таким же трепетом как раньше, так что новость о том, что Роулинг начала писать новую книгу, не особенно возбудила общественность. Гораздо большее внимание привлекла новость о том, что в пьесе «Гарри Поттер и проклятое дитя» Гермиону сыграла темнокожая актриса.


В 2001 году, между четвертым и пятым произведениями о мальчике, который выжил, Джоан Роулинг по просьбе благотворительной организации Comic Relief написала две дополнительные книги — «Квиддич с древности до наших дней» и «Фантастические звери и места их обитания», прекрасно дополнившие фэнтезийную вселенную. Студия Warner Bros. не могла не воспользоваться шансом запустить новую франшизу, выбрав для экранизации часто упоминаемый в книгах учебник по дисциплине «Уход за магическими существами». Автором (конечно же, выдуманным писательницей) этого бестиария является магический зоолог Ньют Скамандер (в русской озвучке Саламандер), его Роулинг и сделала главным героем своей оригинальной истории, почти никак не связанный с вышеуказанным учебником. Джо сама писала сценарий к картине (дебют в роли сценариста), а это значит — Стиву Кловзу больше не пришлось мучиться с тем, что вырезать и чем пренебречь при переносе на экран событий из объемных литературных источников.


Роулинг переносит зрителя из современного мира в Нью-Йорк, в 20-е годы прошлого века, где отношения между волшебниками и магглами (здесь их называют «не-магами» или «но-мэджи») крайне напряженные. В городе действует радикальная организация «Новый Салем», целью которой является уничтожение всех волшебников в мире. В это неспокойное время сюда со специальной миссией на корабле приплывает рассеянный и неуклюжий англичанин Ньют Скамандер с волшебным чемоданом (Эдди Редмейн). Он исследует разнообразных фантастических тварей по всему миру и мечтает однажды изменить отношение магического сообщества к безобидным существам, живущих у него чемоданчике. В Америке Ньют планирует просто вернуть одного из своих питомцев в естественную среду обитания, однако впутывается в передрягу с участием не-мага (Дэн Фоглер), из-за которого несколько питомцев из его зверинца устраивают побег. Скамандер пускается на поиски своих любимчиков, но его тут же задерживает Тина Голдштейн (Кэтрин Уотерстон), агента-мракоборца Магического Конгресса Управления/МАКУСА, аналог британского Министерства магии, за нарушение закона о секретности. Ньюта вдобавок начали подозревать в причастности к странным вещам, что попутно происходят в городе.

Фильм сочетает в себе несколько жанров. В «Фантастических тварях» смешались комедия, приключения, фэнтези, экшн, триллер и элементы детективной истории, который ярче прослеживались в первых книгах «Поттерианы». В каких-то сценах зрителя радуют добродушными шутками пекаря Якоба Ковальски, а где-то поражают нуарными охотниками на ведьм и бледной девочкой в косичках, которая прыгает в классики, подпевая «Раз-два-три, ведьма умри».


Также бросается в глаза — великолепный сеттинг Нью-Йорка, которым впрочем не дают налюбоваться. Атмосфера эпохи джаза и сухого закона отлично подходит для «чудес» расширенной вселенной «Поттерианы». А главными творцами чудес волшебства являются, к сожалению, не волшебники, а ярко и правдоподобно прорисованные фантастические твари: крайне миролюбивая Лечурка, величественная Птица-гром, любвеобильная самка Сносорога, невидимый Камуфлори и самый харизматичный персонаж фильма (не в обиду актерам) Нюхль. Этот проказник, похожий на помесь крота и утконоса, стал автором большинства ярких сцен картины. У обычного маггла «не хватит фантазии», чтобы придумать такое, а это только первая партия из 85 существ, описанных в справочнике.

В актерском касте выделяется исполнитель главной роли оскароносный Эдди Редмэйн. Его персонаж с ужимками аутиста, предпочитающий общение со своими питомцами, чем с коллегами по волшебному цеху, получился интересным, и за ним было приятно наблюдать. Вспомогательный состав, состоящий из Дэна Фоглера, Кэтрин Уотерстон, Колина Фаррелла, Элисон Сьюдол и Эзры Миллера играют на уровне, особенно последний. При этом никто не теряется на фоне Редмэйна, каждый успевает произвести впечатление за отведенное им время. В фильме есть неожиданные повороты, смешные сцены, поэтому не буду углубляться в описание их актерской игры, поскольку это может привести к спойлерам.


Перед фильмом Роулинг сообщила о политическом подтексте в «Фантастических тварях». Классическая идея о притеснении волшебников обычными людьми развили и углубили. Теперь положение чародейского сообщества, всячески пытающегося скрыть своё существование, походит на положение чернокожих жителей в США. Об этом, кстати, намекает единственная актриса-афроамериканка в фильме — президент МАКУСА. Джо на фоне этой проблемы также поднимает вечные темы дружбы и любви, и пытается убедить зрителя в том, что каждый человек особенный, уникальный по-своему, и просит их не отказываться от мечты.

Но фильм не шедевральный и в нем есть драматургические несовершенства — большое количество персонажей и линий перегружают сюжет, и Роулинг приходится штопать его на ходу. При «тяжелом» сюжете главный герой Редмэйна, несмотря на классную игру, получился немного легковесным, чем Поттер у Дэга Рэдклиффа. Неприятный осадок оставило камео Джонни Деппа (Геллерт Грин-де-Вальд), будем надеяться, что в следующих четырех сериях он будет впечатлять каждую секунду, как Рэйф Файнс в роли Волан-де-Морта.

К «Фантастическим тварям» сложно придраться — нет литературного источника. В целом картина получилась динамичной, зрелищной и местами даже очень милой, но, тем не менее, чувствуется, что создатели могли сделать свою работу лучше. Видимо, решили не рисковать. Йетс сделал всё аккуратно, по правилам, однако хлопать в ладоши после титров не хочется.

Благодарим кинотеатр Premier Hall Cinema за предоставленный билет.

Шухрат Латипов
Автор
Шухрат Латипов
Автор: Шухрат Латипов
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»