Почему лето — сезон блокбастеров?

Опубликовано· 6 672
Почему лето — сезон блокбастеров?

Лето не только самое жаркое время года, но и самый «жаркий» сезон для кинопроката. Именно в этот период на мировые экраны выходят предыстории и продолжения кассовых фильмов, а также дорогостоящие оригинальные картины. Но почему именно лето стало благодатным периодом для проката крупнобюджетного кино? Давайте разбираться!

Начнём с этимологии. Термин «блокбастер» — калька с английского (blockbuster), имеющая военное происхождение. Впервые неологизм появился на страницах англоязычной прессы в 1942 году. Американская газета the Bellingham Herald использовала его для обозначения наиболее мощных авиабомб Королевских ВВС Великобритании весом от двух тонн, способных снести целый дом (to bust a block). Отсюда и первоначальное название — block-buster.
«Чудо-женщина» — премьера 15 мая 2017

Примечательно, что в британском варианте английского языка слово block означает здание, в то время как в американском — квартал. Таким образом, для американцев название звучало ещё более устрашающе, чем для жителей Королевства.

После окончания Второй мировой, в 50-х, «блокбастер» в метафорическом значении прочно закрепился в кино- и театральном сленге. На время зрелищных театральных постановок или киносеансов жилой квартал буквально «вымирал», отсюда и связь с военной этимологией слова: взрыв, который приводил к полному уничтожению целого микрорайона.

«Трансформеры: Последний рыцарь» — премьера 22 июня 2017

Позже, в 70-х, «блокбастерами» в США называли фильмы, создавшие фурор и собравшие большую кассу. При этом бюджет картины мог быть скромным. В кино для описания коммерчески успешного продукта — «хита» (hit) — помимо термина «блокбастер» использовались определения: spectacular (захватывающий, зрелищный), super-grosser (масштабный) и super-blockbuster (супер-блокбастер).

А теперь мы подходим к самому главному — появлению «летнего блокбастера» (он же «попкорновый»).

«Тачки 3» — премьера 15 июня 2017

20 июня 1975 году в мировой прокат вышел триллер режиссёра Стивена Спилберга «Челюсти», ставший первым полноценным «летним блокбастером» в истории кинематографа и самым кассовым фильмом всех времён до выхода «Звёздных войн». При бюджете в 9 миллионов долларов картина только в США заработала 260 миллионов, а по всему миру — 210,6 миллионов. Помимо признания зрителей фильм завоевал три премии «Оскар», и в 2001 году был выбран Библиотекой Конгресса для хранения в Национальном реестре американских фильмов (224 место), будучи признанным «культурно, исторически и эстетически значимым». Более того, именно работа Спилберга изменила само понятие «широкий прокат» и рыночную стратегию продвижения голливудских кинопроектов.

Словосочетание «летний блокбастер» не всегда означает, что лента вышла в прокат именно в календарное лето. Чаще всего к этому периоду добавляют одну-две недели мая.

«Человек-паук: Возвращение домой» — премьера 6 июля 2017

На сегодняшний день блокбастер рассматривается как особый жанр кинематографа с давно сформированными правилами. Основная цель таких фильмов — вызвать желание у зрителя вернуться в кинотеатр за зрелищной картинкой, за очередной дозой острых ощущений.

У больших голливудских студий (мэйджоров) существует давно отработанная схема производства летних блокбастеров. Помимо высокого бюджета (от 100 миллионов долларов) фильм строится на максимально простом и универсальном сюжете. Зритель не готов воспринимать летом новое, он охотнее пойдет на знакомые истории. Чаще всего блокбастеры представляют собой ремейки, сиквелы, приквелы, спин-оффы, франшизы, но бывают, конечно, и исключения. Наличие звёздного каста, а также именитого режиссёра на билбордах — тоже важные составляющие фильмов с «вау-эффектом» для привлечения публики.

«Темная башня» — премьера 3 августа 2017

Как правило, блокбастеры ориентированы на семейную аудиторию. Поэтому для большего коммерческого успеха студии стремятся получить прокатный рейтинг не строже PG-13 (детям до 13 лет просмотр не желателен). В то же время фильмы с рейтингом G (без возрастных ограничений) редко встречаются среди летних блокбастеров: кино получится скучным. Цель продюсеров — заманить в кинотеатр как можно больше членов семьи и угодить им всем. По традиции релиз строится вокруг главного национального праздника 4 июля — Дня независимости Соединённых Штатов.

Благодаря чётко продуманной формуле киносоздания и агрессивной рекламной кампании на выходе прокатчики получают потенциально успешный проект, способный «взорвать» кинотеатр.

«Планета обезьян: Война» — премьера 13 июля 2017

Но существует и обратная сторона медали. Несмотря на огромный бюджет, задействованный на производство и рекламу, блокбастеры терпят пусть и небольшие, но убытки. Одна из главных причин — стриминговые сервисы, такие как Netflix, Hulu и Amazоn, предоставляющие зрителям домашний доступ к сотням телепроектов и фильмов по более низким ценам. На малых экранах сегодня представлены увлекательные и оригинальные сериалы, которые не требуют дополнительных усилий для просмотра. Не нужно тратить деньги и время на дорогу, покупать билеты, газировку и попкорн — достаточно оплачивать раз в месяц подписку на стриминг-сервис.

Современный кинематограф практически невозможно представить без дорогостоящих картин. На сегодняшний день блокбастеры уверенно заняли господствующую позицию в кинематографе и перестали быть термином исключительно киноидустрии. Популярные и высокодоходные произведения поп-культуры в целом (музыка, литература) теперь тоже называют блокбастерами.

Автор: Алина Мусякаева
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»