Generation П
Экранизация знаменитой книги Виктора Пелевина, снятая за 7 миллионов долларов, с массой известных лиц в эпизодах.
Вавилен Татарский (Владимир Епифанцев), несмотря на вычурное имя и романтическое образование сидит в ларьке и торгует сигаретами. Единственным умением Татарского, которое пригодилось ему в волшебном новом мире на переломе столетий, оказалась способность обсчитывать клиента, лишь взглянув на его руки. К счастью, торговая карьера героя длилась недолго. Вскоре он встречает своего давнего приятеля Морковина (Андрей Фомин) и приобщается к волшебному миру копирайтинга и рекламы. Карьерный подъём специалиста проходит под аккомпанемент пулемётных очередей, «Лебединого озера» и легенд об испытаниях богини Иштар.
«Generation П» — первая экранизация произведения знаменитого русского писателя Виктора Олеговича Пелевина. Судьба этой картины незавидная, но интересная. Съёмки начались ещё бог знает когда, но несчастными кинематографистам всё время не хватало денег. В итоге проект сначала запускали, потом откладывали, потом снова запускали и так до бесконечности. В общей сложности у «Generation П» четырнадцать продюсеров. Но среди них нет ни одного государственного чиновника. В сущности, это один из редких примеров настоящего инди-кинематографа, который снимают без помощи крупных студий или государства. Уже только за один этот подвиг, Васильеву, Огородникову и Гинзбургу можно поставить вполне рукотворный памятник.
Нежелание обращаться за помощью к крупным корпорациям авторов явно объясняется очень бережным отношением к материалу. Каждая чёрточка, каждый стишок, мелочь и фраза из знаменитого романа была скрупулезно воссоздана на киноплёнке. Есть какие-то условности, конечно. Например, Чубайса убрали. Но в остальном чувствуется обострённое уважение к первоисточнику с его Тихоматом, мухоморами и парадом весьма специфических персонажей. Проблема в том, что образы, выписанные Пелевиным, настолько глубоки и сложны, что адекватно отобразить их (даже силами Гордона, Ефремова и Шнурова) не получилось бы даже у Роберта ДеНиро. Впрочем, присутствие в кадре Парфёнова, Амалии Мордвиновой, Ренаты Литвиновой, Шнурова, Охлобыстина и Трахтенберга придают всему действу налёт авантюрности, ставшей своеобразной приметой ушедшего времени.
«Generation П» в отличие от большинства современных экранизаций, появилась спустя многие годы после выхода романа, который в конце 90-ых читали абсолютно все. А значит публика, знакомая с первоисточником, неизбежно будет сталкиваться с весьма специфической трактовкой знаменитых фраз и эксцентричных поступков главных героев. Буквализм, с которым авторы подошли к экранизации сослужил с ними злую шутку. В сущности, Пелевина, как и Сорокина или Толстую практически невозможно экранизировать так, чтобы это не смотрелось нелепо в той или иной степени. Поэтому не совсем понятно, как на поедание мухоморов и частушку о «Дизеле» будет реагировать нынешнее поколение зрителей.
Тем не менее, посмотреть «Generation П» стоит. Это редкий пример российского кинематографа, который не глушит мозг плохими спецэффектами и неумными диалогами. Это сумбурная экранизация сложного романа с миллионом забавных моментов, парочкой очень странных сцен и высокой концентрацией нецензурной брани. Странное дело, но этот неровный, мистический и во многом нелепый сюжет, оказался правдивее и острее, чем большая часть современных производственных драм и гламурных романтических комедий российского производства.