Регистрация

Бедный Гамлет

Гамлет

Драма

Автор: В.Шекспир

Постановка: Овлякули Ходжакули

Премьера: 12 сентября 2009

Любимый отец живым не бывает никогда. Мать всегда выходит замуж за того, кто отца убил. Невеста, скорее всего, умрет, а друзья совершенно точно предадут. «Гамлета» в постановке Овлякули Ходжакули открывает 34-й сезон театра «Ильхом».

Считается, что «Гамлет» — пьеса-датчик, постановка которой больше, чем что-либо другое, говорит о сегодняшнем состоянии театра, да и вообще жизни. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет. Овлякули Ходжакули со всей актерской командой «Ильхома» пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века.

Если задуматься, «Гамлет» — произведение, которое давно уже должен был поставить туркменский «укротитель классики». Овлякули Ходжакули любит интерпретировать мировые театральные бестселлеры жестко, оригинально, спорно. Видимо, в этот раз общая интеллигентность и почтение к автору, не позволили режиссеру перекроить пьесу — не только разбавить ее модернистскими кунштюками и современными антуражем, но по возможности, прирастить к хрестоматийному тексту новый смысл.

Первые двадцать минут этого «Гамлета» смотришь с волнующей настороженностью. В гипнотической сценографии Марии Сошиной минимум средств — при предполагаемом максимуме напряжения. Сцена затянута красным, на красном заднике четыре двери, посередине — красное прямоугольное возвышение, вокруг которого можно накрутить немало метафорических толкований. Музыка Артема Кима как всегда аутентична, хореография Антона Авруцкого — точная комбинация тяжко перекатывающихся мышц, и мучительных выгибов. В сочетании разных переводов — многоголосица, беззаконие стилей. Тут и классический текст Бориса Пастернака, и что-то совсем новенькое — из-под пера, не совсем шекспировское, — сочиненное российским автором Андреем Черновым.

На фоне сравнения с античным «аналогом» «Гамлета» — ильхомовской «Орестеей», ждешь от трехчасового действия свежих постановочных решений, поскольку от всех сценических партитур (световой, звуковой, пластической.) устаешь наслаждаться очень быстро.

Однако, втягиваясь в просмотр, ловишь себя на мысли: Ходжакули просто рассказывает историю Гамлета, принца Датского. Рассказывает для тех, кто впервые встречается с пьесой Шекспира в ее полном варианте. Рассказывает, как является Призрак убитого отца, как толкает сына на месть, как Гамлет-младший готовится к исполнению своего плана, как Клавдий сопротивляется и старается от настойчивого пасынка избавиться, как в конце почти все герои погибают. Обычная семейная разборка по-королевски — драматический эффект улетучивается к антракту. Все остальное уже остается за рамками просмотра.

Создается такое впечатление, что режиссер абсолютно не ставит своей целью найти в «Гамлете» что-то новое. Воплощенные незначительные сценические придумки (заглатывание Гамлетом нижнего белья Офелии, исподнее героя, исписанное именем невесты) в зачет не идут, и могут будоражить лишь воображение поклонников Фрейда. Непонятным осталось, зачем понадобилось режиссеру столь сложно интерпретировать сцену поединка Гамлета и Лаэрта? — Актеры «Ильхома» всегда славились отличной фехтовальной выучкой.

Считается, что для успеха «Гамлета» нужен, прежде всего, сам Гамлет. Судя по аннотации, главный герой в премьерной постановке — интеллектуальный хулиган, веселый человек в невеселых обстоятельствах. Антон Пахомов у Ходжакули — это Гамлет для старшего школьного возраста, который вертится как уж на сковородке. Выдавливая инфантилизм, он слишком прямо чувствует, слишком раним и не способен рассуждать, ненавидя и любя до истовости. Расставленная им на сцене мышеловка действует вопреки, а не по логике действия героя. Режиссер, словно боится оставить Гамлета один на один с текстом, превращая монолог «Быть или не быть» в процесс непрерывного общения — подростку такие философские выкладки явно не под силу.

Вместо Гамлета на первый план в спектакле вышли ушлый авантюрист Клавдий (Георгий Дмитриев) и благополучный хохмач Полоний (Вячеслав Цзю). Олицетворяющий поговорку «в семье — не без урода», обаятельный и уверенный в себе Георгий Дмитриев стал, по сути, главным действующим лицом постановки. Хамоватая жизнерадостность великолепного Полония настолько перекликается с пластичной изменчивостью Клавдия, что когда Полония убили, Цзю пришлось вернуть на сцену в другой роли, иначе зрители бы точно заскучали.

Режиссеру придется серьезно поломать голову над тем, как трансформировать этот дует, когда роль Клавдия в другом составе будет играть Борис Гафуров, актер совершенно другого амплуа и диапазона нежели Дмитриев.

Понятно, почему Гертруду в спектакле Ходжакули играет Марина Турпищева — яркая, чувственная очень интересная актриса. Конечно, такая Гертруда должна была позариться на Клавдия, годящегося ей в сыновья. Однако решающее объяснение с Гамлетом у нее не удается, хотя она и старается быть величавой.

Особняком в постановке стоит роль Горацио в исполнении Ольги Володиной. Вместо однокашника и помощника Гамлета в традиционной трактовке образа, или тайного манипулятора всей интриги в радикальных прочтениях, Горацио у Ходжакули — мерно расхаживающая по сцене немолодая женщина. Она для Гамлета как няня, у которой ребенок рос на глазах и теперь отправляется во взрослый мир, — то к груди его прижмет, то обнимет и поцелует, то историю какую-нибудь расскажет, то в школьном спектакле подсобит. Вот только изменить ничего не может — Гекуба уже наметила план мести.

Такая вот получилась история про семью. Про ту, которая главным образом «несчастлива по-своему». Впрочем, самое то, что нужно публике, которая сегодня приходит в театр развлекаться, семейные сериалы поднадоели, а сложную трактовку трагедии не осилить за вечер. Таков он «Гамлет» наших дней.

Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009
Скачать мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Bizning o'zbek tilidagi Telegram kanalimiz.

Последние комментарии (19)

  • Infinitum написала 23 августа 2010, 16:55 ссылка

    Раздражают такие вот рецензии.. Критика она важна безусловно и этого никто не отрицает, НО когда люди (заскочившие в театр в первый раз от "нечего делать" или "так, ради понта чтоб потом оставить свое авториттное мнение") пишут откровенные гадости и еще с таакой уверенностью становится грустно. "Публика всегда права"-не смею спорить с Элеонорой Дузе. Однако, когда Вы приходите после спектакля разочарованные надо попытаться понять почему это происходит и писать причины уже поделикатнее со священной надписью ИМХО.. Проще всего написать что-то вроде — "ГЫГ какашка!", чем разобрать плюсы и минусы в рецензии.
    П.С. Когда вижу очередной наезд на Володину (что Вы прицепились к ее возрасту? Если в проф. Плане трудно отыскать трещинку надо попытаться увидеть еще что-нибудь-хм.. Белинский нервно курит в сторонке) или на Пахомова (тот тут он недостаточно мужественный, здесь у него слишком пластики много и т.д) хочется сразу бросить в обвинителя чем-то тяжелым.

  • Виталий написал 28 марта 2010, 07:29 ссылка
    Ходили на Гамлета вчера. Общее впечатление? Постановка интересна … немногими фрагментами, очень немногими :( Работы в «Гамлета» вложено много, а отклика в душе, сердце не находит. К сожалению не могу сказать, что этот спектакль будет принадлежать к числу любимых. Отмечу отличное музыкальное оформление спектакля, но это скорее правило для Ильхома, чем исключение.
  • Rina написал 10 марта 2010, 01:35 ссылка
    Какая феерия?Какой просмотр на одном дыхании?Безусловно,каждый судит о спектакле субъективно…Но когда,выходя из зала,видишь скучающие или,наоборот,радостные (ура!домой!) лица,а потом читаешь,как,оказывается,им понравился спектакль — становится смешно!Я люблю «Ильхом» за оригинальность и смелость его постановок,за то,что этот театр пытается заставить зрителя задуматься над чем-то важным.Но с «Гамлетом» — перекреативили :((( При несомненно интересных задумках в нем чрезмерная «затянутость». Я люблю книги,фильмы и спектакли,над которым надо подумать…Но тут,хоть убейте,сколько ни ломала голову над некоторыми моментами (например,с тем самым посланьем на трусах) — не поняла!Может быть,просто ума не хватило? :))) Все равно не понимаю:ЗАЧЕМ???Чисто ради эпатажа? Короче говоря,два главных вопроса,перед которыми меня поставил спектакль — это ЗАЧЕМ ? и О ЧЁМ?
  • Rina написал 10 марта 2010, 01:34 ссылка
    Какая феерия?Какой просмотр на одном дыхании?Безусловно,каждый судит о спектакле субъективно…Но когда,выходя из зала,видишь скучающие или,наоборот,радостные (ура!домой!) лица,а потом читаешь,как,оказывается,им понравился спектакль — становится смешно!Я люблю «Ильхом» за оригинальность и смелость его постановок,за то,что этот театр пытается заставить зрителя задуматься над чем-то важным.Но с «Гамлетом» — перекреативили :((( При несомненно интересных задумках в нем чрезмерная «затянутость». Я люблю книги,фильмы и спектакли,над которым надо подумать…Но тут,хоть убейте,сколько ни ломала голову над некоторыми моментами (например,с тем самым посланьем на трусах) — не поняла!Может быть,просто ума не хватило? :))) Все равно не понимаю:ЗАЧЕМ???Чисто ради эпатажа? Короче говоря,два главных вопроса,перед которыми меня поставил спектакль — это ЗАЧЕМ ? и О ЧЁМ?
  • Vityuwa написал 12 февраля 2010, 13:13 ссылка
    Незнаю какое мнение на спектакль у критиков, но мне, честно говоря, пондравилось. Особенно музыкальное оформление постановки было классное. И актеры отыграли на высоте. Благодарю за проведеие время.
  • Vityuwa написал 12 февраля 2010, 13:12 ссылка
    Незнаю какое мнение на спектакль у критиков, но мне, честно говоря, пондравилось. Особенно музыкальное оформление постановки было классное. И актеры отыграли на высоте. Благодарю за проведеие время.
  • Аноним написал 4 января 2010, 23:44 ссылка
    Бедный Гамлет (статья плагиат) Елена Строгалева 2005г.  Бедный, бедный Гамлет Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Бедный Гамлет Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета Принято говорить, что у каждого времени свой Гамлет. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет… … Юрию Бутусову со своей актерской командой пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века. Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Считается, что «Гамлет» — пьеса-датчик, постановка которой больше, чем что-либо другое, говорит о сегодняшнем состоянии театра, да и вообще жизни. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет. Овлякули Ходжакули со всей актерской командой «Ильхома» пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века. Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета …а вполне частная, можно даже сказать семейная, история…. Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  …Обычная семейная разборка по-королевски… Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета Шекспировские монологи оказались для него такими же неподъемными… Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  …подростку такие философские выкладки явно не под силу… Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета И поскольку режиссер отказал своему спектаклю (а значит, и своему времени) в настоящем герое, на первый план в нем вышли ушлый авантюрист Клавдий и благополучный хохмач Полоний. Обаятельный и уверенный в себе Михаил Пореченков вообще стал главным героем постановки. Когда Полония убили, актера пришлось вернуть на сцену в других мелких ролях, иначе зрители бы заскучали… Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Вместо Гамлета на первый план в спектакле вышли ушлый авантюрист Клавдий (Георгий Дмитриев) и благополучный хохмач Полоний (Вячеслав Цзю). Олицетворяющий поговорку «в семье — не без урода», обаятельный и уверенный в себе Георгий Дмитриев стал, по сути, главным действующим лицом постановки. Хамоватая жизнерадостность великолепного Полония настолько перекликается с пластичной изменчивостью Клавдия, что когда Полония убили, Цзю пришлось вернуть на сцену в другой роли, иначе зрители бы точно заскучали…. Гамлет. МХТ им.Чехова. Пресса о спектакле Коммерсант, 16 декабря 2005 года Тень мента Гамлета Публика сегодня приходит в театр развлекаться, и ее развлекают по первому разряду. Ничего не поделаешь, таков «Гамлет» нашего времени. Автор: Дмитрий Поваров, 14 сентября 2009  Впрочем, самое то, что нужно публике, которая сегодня приходит в театр развлекаться,…. …Таков он «Гамлет» наших дней.
  • Nigi написал 1 декабря 2009, 22:01 ссылка
    interesno…no,bivali spektakli i lu4we.
  • Niki написал 30 ноября 2009, 19:19 ссылка
    Не понимаю тех людей, которые пишут о том, что спектакль пошлый, я с этим абсолютно не согласна!!!! Может быть просто у кого-то слишком консервативные взгляды на жизнь, и на вещи вцелом??? Спектакль интересный, яркий, фееричный, минимум декораций и максимум ЖИВЫХ эмоций!!!
  • Alexandra написал 26 октября 2009, 14:55 ссылка
    Назвала бы данную интерпретацию «Клавдий и »Полония"«. Никак, к сожалению, ни »Пахомовский Гамлет"… Хорош он здесь оказался лишь в акробатике… Но, хоть дамы почтенного возраста и удалялись из зала после первого акта с ворчанием «Гамлетом и не пахнет», впечатления — Новы, Сердечны и режиссерское видение оценено, мною, по крайней, мере, вполне! Может теперь и «Мастера и Маргариту» …? ;)
  • Alexandra написал 26 октября 2009, 14:54 ссылка
    Назвала бы данную интерпретацию «Клавдий и »Полония"«. Никак, к сожалению, ни »Пахомовский Гамлет"… Хорош он здесь оказался лишь в акробатике… Но, хоть дамы почтенного возраста и удалялись из зала после первого акта с ворчанием «Гамлетом и не пахнет», впечатления — Новы, Сердечны и режиссерское видение оценено, мною, по крайней, мере, вполне! Может теперь и «Мастера и Маргариту» …? ;)
  • Дмитрий написал 11 октября 2009, 23:57 ссылка
    спектакль не понравился… занудно мало сказано… эпотаж с раздеванием не к месту… комедийные пошловатые вставки в Шекспирской трагедии абсурд… Гафуров в роли злодея… слишком добрый))) не верю!!!! комик Славик с его лысым черепом и раскосыми глазами в роли папы Офелии очень оригинален, даже мало сказано… Пахомов-молодец… сыграл шизика отлично, но весь вечер после просмотра мы в недоумении задавали себе вопрос — не «быть или не быть?» , а за что он убил корейца??? Офелия — Циммерман отлично попадание100%… «Ильхом» уникален, видно было сколько вложено усилий и работы, костюмы например великолепные, но как то мимо… нам, как зрителям и вашим поклонникам, если по чесноку обыдна(…
  • Эльмира написал 10 октября 2009, 21:51 ссылка
    спектакль был восхитительным,я в восторге=)
  • Ольга написал 4 октября 2009, 23:29 ссылка
    Слишком длинно и занудно…… среди зрителей видела такие же эмоции….. многие после первого акта так и не вернулись…….. я обожаю «Ильхом», считаю его лучшим театром! НО!!!! «Гамлет» им явно не удался….. впервые в жизни, пересмотрев практически все спектакли, я смотрела на часы и только лишь из уважения не ушла…….
  • Davron написал 19 сентября 2009, 19:12 ссылка
    Юля а может еще раз сходите со мной на это сногшибательный спектакль а то я его не смотрел а вы за то насладитесь им повторно …)
  • Юлия написал 14 сентября 2009, 18:39 ссылка
    ООО!!! Спектакль был великолепен!!! Вызывает столько эмоций, всецело погружаешься во все происходящее на сцене!!! Я была под таким впечатлением!!! Это именно такой спектакль на которой хочется ходите еще и еще. Актерская игра была безукоризненна! Ну а А.Пахомов………нет слов одни эмоции. Спасибо!!!
  • nodkin написал 14 сентября 2009, 16:04 ссылка
    Спасибо огромное театру «Ильхом», его актерам и администрации!! Превосходная постановка «Гамлета», смотрится, как говорится, на одном дыхании..
  • nodkin написал 14 сентября 2009, 16:04 ссылка
    Спасибо огромное театру «Ильхом», его актерам и администрации!! Превосходная постановка «Гамлета», смотрится, как говорится, на одном дыхании..
  • Elena написал 14 сентября 2009, 11:26 ссылка
    Zamechatelnaya igra akterov, ochen horoshaya postanovka. Molodci «Ilhomovci».

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Читайте также

© 2005-2017 Afisha.uz
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400
0.075
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение