Соло на троих

Опубликовано· 5 810
Соло на троих

В гости к «Ильхому» на уходящей неделе приезжали алматинские коллеги из театра «АRTиШОК».

Две представленные ташкентскому зрителю работы — по классическому «Евгению Онегину» и малоизвестной широкой публике повести «Аккомпаниаторша» Нины Берберовой — пожалуй, идеальны для малой сцены, минимума исполнителей и решенные к тому же средствами «психологического театра».



В казахстанской прессе к коллективу из Алматы прочно приклеился эпитет «экстравагантный», что во многом объясняет его тесные творческие связи с ташкентским «Ильхомом». Так называемая «театрализация жизни», которую декларирует «АRTиШОК» весьма созвучна эстетике коллектива Марка Вайля, где продолжает царить «карнавал» студий семидесятых. К этому лишь стоит добавить, что одна из учредителей алматинского коллектива — Галина Пьянова в свое время участвовала в Лаборатории молодых режиссеров «Ильхома». Впрочем, представленные ташкентскому зрителю постановки решаются еще и средствами «психологического театра» на основе скрупулезного разбора структуры текстов.


Моноспектакль «Евгений Онегин Stand up» посмотреть не удалось, а из прочитанных рецензий было лишь почерпнуты искренняя тревога за сохранность первоисточника и заезженный тезис «про актуализацию классики». Автора «Аккомпаниаторши» — русскую писательницу в эмиграции Нину Берберову, сегодня к восстребуемым авторам уж точно не причислить.


Последняя красавица Серебряного века, родившись в первый год века XX-го, между кропотливым писательским трудом и жизнью выбрала последнее. Посетив Россию в 1989 году, он не стала пускать «ностальгическую пенку» и припадать к корням, отфиксировав лишь очередной затейливый поворот в ее жизни, оборвавшемся на 93-м году жизни в Филадельфии. Ее главный изданный хит — литературная автобиография «Курсив» растворился в главном литературном анекдоте: решив уйти от своего мужа, известного поэта Владислава Ходасевича, он прежде сварила ему борщ на три дня, чтобы покинутый супруг не очень сильно переживал случившееся.

Способность легко переключаться, безболезненно бросать устаревшее, ненужное и переключаться на что-то более свежее и современное, отличало Берберову от ее современников по цеху эмиграции. Именно такое мироощущение и позволяет двигать сюжет ее повести «Аккомпаниаторша».


Возможно невольно, а возможно и вполне осмысленно главную идею писательницы осуществил на сцене алма-атинского театра приглашенный из Новосибирска режиссер Анна Зиновьева. А вовсе не выдернутые на поверхность разруха времен эпохи «военного коммунизма» и снедаемая зависть молодой пианистки Сони, которая нанимается аккомпанировать оперной диве Марии Николаевне.

Жесткий мизансценический рисунок и другие частные проявления внятного режиссерского почерка лишили спектакль крена в самодеятельный флер, но придали ему внутреннюю стройность. В разложенном на три роли повествовании для подобной постановки необходимы три звезды, каждая из которых в разных тональностях или даже регистрах будет вести свою партию. В спектакле Зиновьева занята одна — Вероника Насальская, играющая оперную диву. Все ее «дружочки» и прочие кюнштуки в интонации речи не могут скрыть, что на сцене перед нами умная женщина.


Забегая в финал, эту героиню вполне можно назвать протагонистом автора: именно Мария Николаевна мельком бросает в адрес Сони упрек, в житейском «непрофессионализме», когда так и не смогла «разоблачить» выявленный любовный треугольник.

Впрочем, две другие актрисы уже с самого начала действия доказывают, что служат Насальской фоном. Эдаким гарниром к основному блюду. Одна (Анастасия Тарасова в роли Сони), следуя режиссерской задумке, ведет свою партию, временами пережимая, другая (Виктория Мухамеджанова в роли мамы) — изящно до однообразия.

Режиссер грамотно выводит действие на «крещендо», вовремя включает музыку и правильно объясняет актрисам, где им надо выжимать смех в зале, а где переходить на серьезные ноты. В общем, умело балансирует на грани между спектаклем для интеллектуалов и антрепризным зрелищем.


Остается только лишь ждать, что получится у Анны Зиновьевой от работы в «Ильхоме» — уже в марте она приступает к работе надо совместной постановкой по произведениям Франца Кафки. Коллектив Марка Вайля в последнее время отдает свою сцену под спектакли, режиссеры которых ищут свои пути в театральном искусстве. Это скрашивает общую культурную ситуацию в Ташкенте, а короткие, но весьма успешные гастроли коллектива из Алматы показали, что зрители также ждут этих изменений.

Автор: Дмитрий Поваров
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»