Внеземной разум. Олег Фейгин

Внеземной разум. Олег Фейгин

Краткая энциклопедия НЛО: попытка популярно рассказать о происхождении, истории, фальсификациях и сегодняшнем положении инопланетного разума.

Фейгин — доктор физико-математических наук, профессор Украинской АН, специалист по космологии; то есть не какой-нибудь Гладуэлл или Роуч, которые пишут интересно потому, что похожи на нас с вами: несведующие, они начинают перекапывать горы документов и расспрашивать уйму человек о том, можно ли в космосе, к примеру, повеситься. Странные, оттого забавные, оттого увлекательные вопросы, которые гораздо интереснее ответов. Фейгин посерьезнее: все, о чем он пишет (а написал он уже много — о зарождении земли, о теории относительности, о телепортациях, о Тесла, о Ландау), он не нашел в энциклопедиях, а сам много лет, что называется, пробовал на вкус. Человек, насквозь пропитанный скучной наукой, который пытается преподнести ее нам нескучно. И если у него это получается хуже, чем у журналистов типа Гладуэлла, то по крайней мере в его книгах больше фактов, чем размышлений.

«Вокруг их туловищ равномерно распределялись пять рук с двойными локтевыми суставами, один глаз без век — на темени, пять с веками — по одному на каждой руке»

Вопросы у Фейгина тоже совсем не оригинальные, их каждый слышал много раз; поэтому интереснее уже как раз предлагаемые ответы. Конечно, здесь никто Америку не открывает, все это лишь еще одна версия, авторская точка зрения, но основана она хотя бы на реальных открытиях в настоящей науке. Во «Внеземном разуме» говорится, в основном, о том, имеет ли наша планета нечто вроде единого разума, или все это чепуха; и о разуме инопланетном, его проявлениях в настоящем и прошлом. Причем для того, чтобы ответить на вопрос, есть ли жизнь где-то в других системах, автор сначала подробно объясняет, может ли это вообще иметь место хотя бы теоретически. Если да — то что мешает на практике. И так во всем. Самое приятное, конечно, для того, кто хочет книгу полистать перед сном — то, что почти вся она про инопланетян. Почему они должны быть зелеными, почему они летают именно на тарелках, какие бывали на свете фальсификации НЛО, какие существовали версии их объяснения, верят ли во внеземные разумы современные ученые.

«…нас провели в маленькую опечатанную комнату, где находились четыре огромных аквариума, заполненные розовым раствором, в каждом из которых плавало маленькое тело, с серой кожей и большой безволосой головой с круглыми огромными глазами»

Другое дело, что для тех, кто хочет книгу полистать перед сном, она все-таки… сложновата. Автор пытается шутить, приводит совсем незатертые примеры, делится действительно неизвестными фактами о том, что вроде бы всегда на слуху; в книге полно завораживающих цветных иллюстраций, но все-таки: русскоязычные авторы не умеют делать науку популярной, так как это делают иностранцы. Ценность любой из фейгиновских исследований, может, больше, чем всех книг Каку, но послание к читателю застревает на стадии его письменного оформления. Никто не спорит о несомненной мощи наших научных школ, но в книгах для широкого круга читателей нужно еще больше шуток, незатертых примеров, фактов и картинок. Поэтому на западе научпоп пишут журналисты. А ученые пусть занимаются самой наукой.

3 книги известных математиков

«Апология математики» Владимира Успенского
Автор. Доктор физико-математических наук, профессор МГУ.
Книга. О математике в практике и как о части духовной культуры.
Цитата. «А Земля — это только лишь плесень в перевёрнутой неба корзине; звёзды — это свет другого мира, к нам просвечивающий сквозь дно корзины, сквозь бесчисленные маленькие дыры, не затёртые небесной глиной»

«Когда ты была рыбкой, головастиком — я…» и другие размышления о всякой всячине" Мартина Гарднера
Автор. Американский математик, проживший 96 лет. Популяризовывал математику, что видно из названий некоторых его книг: «Математические новеллы», «Новые математические развлечения», «Математические чудеса и тайны». Вел специальную математическую колонку в журнале «Scientific American». Придумал вариант игры в шахматы на поле 5×5.
Книга. Размышления престарелого игрока с наукой — уже не только о математике.
Цитата. «Ряд Фибоначчи — слыхали? — 1 да 1 — в начале, потом — 2, 3, 5, 8, отложите вопросы, веселье мы вам обещали!»

«Мир многих миров. Физики в поисках параллельных вселенных» Алекса Виленкина
Автор. Русский (Александр), уже давно работающий в Америке. Физик, космолог.
Книга. Альтернатива «Внеземному разуму» Фейлина, но уже для тех, кто «непопулярно» разбирается в физике. Тоже о жизни в других системах, подобной нашей солнечной.
Цитата. «Наш горизонт определяется максимальным расстоянием, которое мог пройти свет после Большого взрыва. Источники, находящиеся дальше горизонта, не могут наблюдаться просто потому, что их свет еще не успел достичь Земли. Нам остается лишь гадать, на что похожа остальная часть Вселенной»