Драйв
Немногословная криминальная драма о молодом водителе, в которой больше жизни, чем во всех фильмах этого года.
Романтического вида каскадёр и будущий гонщик (Райан Гослинг) подвозит по ночам грабителей. На одном этаже с ним живёт милая блондинка (Кэри Маллиган) с сыном и мужем, который только освободился из тюрьмы. По доброте душевной и симпатии к девушке и ребёнку герой решает помочь её супругу выпутаться из долговой ямы, согласившись на аферу, из-за которой гибнет много людей.
Изначально «Драйв» планировался как большой блокбастер с Хью Джекманом под руководством Нила Маршала. Позже всё переиграли, и проект превратился в сравнительно 10-миллионную инди-постановку. Продюсеры не прогадали. Фильм наделал много шуму на весеннем Каннском кинофестивале, а режиссёр картины даже получил приз.
Николас Виндинг Рёфн известен благодаря «Бандюганам», «Бронсону» и сюрреалистической «Вальгалле». Новейшая работа легко перекрывает все его ранние картины по всем параметрам: стилю, красоте образов и жестокости. «Драйв» одновременно похож на длиннющий музыкальный клип с лирическим сюжетом, «Соучасника» Майкла Манна, «Буллит» со Стивеном Маквином и «Фейрверк» Такеши Китано. Это нео-классический американский нуар с десятью действующими лицами, короткими разговорами, длинными заездами на автомобилях и блестящим саундтреком.
Зрелище практически завораживающее. Фильм плавно перетекает из одного жанра в другой, сменяя милую красоту целомудренной городской мелодрамы острыми углами криминального триллера. Райан Гослинг стал мужественнее, спокойнее, уверенней. Из милого мальчика он превратился в напряженную гору мышц с холодным взглядом и двумя выражениями лица. Его герой не импульсивен, бьёт кулаками исключительно по лицу, знает своё дело и готов рисковать. «Гвозди бы делать из этих людей, крепче б не было мире крепче гвоздей», как сказал поет.
Другие актёры тоже стараются как могут. Лучше всех получился Мел Брукс. Мы знаем его как милого толстячка со смешным голосом, дублирующего говорящих рыбок в фильмах Pixar, но здесь он стал настоящим кровососом, способным на любой даже самый страшный поступок. Немыслимо хороша и Кэри Маллиган в роли молодой мамы Ирен. От одного взгляда на неё хочется снять сбережения с банковского счёта и пожертвовать в «Красный крест» или сделать другую благородную вещь, только бы она никогда не плакала.
Большую роль в этом фильме играет и сам город. С высоты Лос-Анджелес похож на мегаполис далёкого будущего, но стоит спуститься на землю, как он мигом становится пыльной пустынной провинцией. Большая часть съёмок проходила ночью, отчего изображение получилось светящимся, контрастным и слегка гламурным. По красоте кадра «Драйв» легко можно сравнить с «Москвой» Зельдовича. Кстати, как и в картине русского режиссёра, в фильме большую роль отвели музыке. Композиции от Трента Резнора, группы College создают удивительную атмосферу 80-ых, скрещённых с киберпанком Филлипа К. Дика.
Даже не вдаваясь в художественные изыскания, легко понять, почему «Драйв» так приятно смотреть. Это правдивый фильм, в котором за персонажами видны живые люди. Они умеют смеяться, любить, прощать и мстить. На них смотришь, как на отражение в озере, одновременно радуясь и ужасаясь.