Орда
За истинным чудом в Московскую Русь: сказания о русских батюшках-чудесниках и жестоких монгольских нравах в картине Андрея Прошкина, который «ну очень старался».
В середине XIV века монгольские государства занимают огромные территории Евроазиатского континента и переживают наивысшее могущество. Однако в столице Золотой Орды — Сарай-Бату происходят извечные междоусобицы. Теперь в результате заговора погибает хан Тинибек, и к власти приходит его брат — Джанибек. Тайдула благословляет сына на ханство. Пока «добрый», по русским летописям, хан занимался государственными делами, проводил политику централизации государства и насаждал недавно принятый монголами ислам, Тайдула — грозная и властная монгольская ханша внезапно слепнет.
Во дворец один за другим приходят иностранные чародеи и шаманы: кто лечит лошадиным навозом, кто прочими «чудесами», но никому что-то лучше не становится. За настоящим чудом монголы поехали через волжскую степь в Московское княжество. Сделав заказ на исцеление и пригрозив набегом на город в случае отказа, чужаки с раскосыми глазами прихватили с собой «чудо-старца» — владыку Алексея, известного в народе своим исцелением. Сам, не веруя, он отправляется в Сарай-Берке. Лишь пройдя путь от неверия к полному покорению Богу, испытав мученические страдания, Алексей совершает подвиг и спасает Родину от набега кочевников.
Можно долго спорить об исторических неточностях, ошибках и недочетах российской киноленты, но с уверенностью можно сказать то, что «Орда» — один из немногих, где видна четкая скрупулезность в подготовке и постановке российского фильма. Визуально почти полностью приближенный к историческому прошлому, он потрясает красочностью и колоритом. Все происходящее на экране до мелочей продумано и впечатляюще реалистично. К слову сказать, для «Орды» было сшито около тысячи костюмов и построены натурные декорации Москвы XIV века и Сарай-Бату. Актеров искали по всему бывшему Советскому Союзу (заехали и в Монголию), где и набрали татар, и казахов, и киргиз, и тувинцев, калмыков, и бурят — все они очень кстати вписались в ленту, играя представителей титульной нации. Постарались и исполнители главных ролей, все они, кроме митрополита Алексия, его помощника да князя Ивана Ивановича говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде — так что все диалоги озвучивает переводчик. Ощущение от фильма такое, будто смотришь хороший дорогой голливудский фильм, хотя бюджет у него — сущие копейки — всего-то 12 миллионов американских денег.
Но какой бы хорошей не была картина в техническом плане, она — ничто без исполнителей. Андрею Прошкину удалось невозможное: найти среди гламурной московской тусовки артистов, которые не разучились играть! В полной мере это относиться ко всем исполнителям: блестяще вжились в роль Максим Суханов, играющий мученика Алексея, Андрей Панин и Иннокентий Такаяров, но Роза Хайруллина (она же ханская мать)все-таки тянет одеяло на себя. Образ отчужденной, какой-то «не от мира сего», несколько замкнутой и властной женщины ей удалось передать с такой точностью, что ещё до премьеры фильма она получила приз за главную женскую роль на 34-Московсом кинофестивале. И очень заслуженно.
«Орда» — фильм, полный аллегорий, скрытого смысла и самых разнообразных персонажей. Кажется, здесь есть все: внутренняя борьба с самим собой, отчаяние, становление истины и победа. Он полон крови, грязи, жестокости и безрассудства, но именно это заставит зрителя пересматривать его вновь и вновь и заглянуть на страницы исторического прошлого.