Исход: Цари и боги
Делать кино на библейские темы — становится трендом. Однако, в отличие от ноющего Ноя, история о Моисее и его странствиях с полумиллионным народом получилась куда динамичнее. Конечно, масштаб картины впечатляет: здесь и тысячи рабов, строящих для семейства фараона, и десятки сражающихся друг с другом крокодилов, и массовый побег из Египта, и сцена боя с хеттами. Но при создании подобных картин режиссерам все-таки стоит тщательнее изучать историю и вникать в детали.
Если все-таки взглянуть на фильм критичнее — вопросов возникнет не мало. Весьма коряво выстроена линия жизни Моисея (Кристиана Бейла) — много неувязок с ветхозаветным писанием. У Мойши (Моисея) совершенно не возникает вопросов о своей истинной семье в момент знакомства с родным братом Аароном, хотя несколько эпизодов назад само понимание своих этнических корней ввергало персонажа в гнев и неоднозначные чувства. Да и возвращаясь к библейской версии всего происходящего, того самого Аарона в сюжете практически не было, в отличии от завета.
Очень некрасиво и шаблонно показан главный негодяй — Рамсес, в исполнении Джоэла Эдгертона. Для столь культового режиссера, можно было не делать масло таким уж масленым. По сюжету Рамсес и без того суров, так зачем ещё и превращать его в недалекого эгоцентричного лентяя? Непонятно. На таком негативном фоне Моисей же наоборот сияет даже в бедуинских отрепьях. Конечно, в сюжете все должно быть ясно и понятно, но зачем при этом делать умозаключение за зрителя, так нарочито подчеркивая добро и зло? Здесь же, после всего увиденного, возникает вопрос: как же такая глупая и ленивая нация (а Скотт показывает египтян именно такими) стала одной из самых выдающихся цивилизаций? Неувязочка. И это далеко не все, что не вяжется в сюжете — если среди зрителей есть те, кто до или после просмотра того или иного фильма вникает в историю и корни событий, то они непременно найдут нестыковки во времени, именах, фактах и событиях.
В плане костюмов и бэкстейджа лично у меня возникло несколько вопросов. Гробницы фараонов, привычно располагающиеся в Некрополе, чудесным образом оказываются в черте города, но это, видимо, для пущей нарядности. Эффектная, но такая европейская, Сигурни Уивер, конечно, скрасила собой и без того насыщенный актерский состав, но несколько выделялась из общей египетской массы. И кудрявая жена Рамсеса, которой в пору египетской моды следовало носить прямые волосы. Странно продемонстрировали и образ Бога, снисходивший к Моисею. Нервные выкрики неопрятного мальчика-подростка и пугающая жестокость как-то напугали. Но на это всё можно внимания и не обратить.
Если же взять фильм как художественное прочтение Ридли Скотта, то не совсем понятно, что он читал. Фильм явил собой синтез библейского писания, исторических событий и авторского видения режиссера, причем ни библейская, ни научная версии не были выдержаны. Смешав все воедино, получилась большая голливудская каша с красивыми спецэффектами и эпичными сценами. Конечно, фильм стоит посмотреть, но особо вникать и задаваться вопросами точности сюжета — не стоит.
Благодарим кинотеатр Premier Hall Cinema за предоставленный билет.