Интересное кино: «Жена смотрителя зоопарка»

Опубликовано· 8516

Женский взгляд на Вторую Мировую.

В марте текущего года состоялась мировая премьера военной драмы «Жена смотрителя зоопарка». Картину, основанную на реальных событиях, поставила новозеландский режиссер и сценарист Ники Каро. Фильм рассказывает о выдающемся историческом подвиге одной польской семьи, спасшей жизни более чем 300 евреев в оккупированной Варшаве.

Раз за разом рискуя собственной жизнью, герой войны, некогда владелец зоопарка Ян Жабинский провозил в своем грузовом автомобиле десятки женщин и детей, прятавшихся под пищевыми отходами для свинофермы. В подвале дома Жабинских они сидели, стараясь не издавать ни звука, пока с наступлением ночи в доме не заиграет пианино. Музыкальные композиции подавали сигнал их «гостям» о том, что можно выходить из убежища, а днем служили знаком, предупреждающем о приближении немцев.

Как известно уже по описанию, фильм представляет собой экскурс в историю Второй Мировой войны. Он был снят на основе одноименного романа американской писательницы Дайан Акерман, которая руководствовалась подлинными воспоминаниями самой Антонины Жабинской. Этот нюанс проливает свет на небольшое недоразумение, возникшее в связи с тем, что большую часть экранного времени отведено именно героине (Джессика Честейн), тогда как Ян (Йохан Хелденберг) подвергался куда более серьезному риску, самостоятельно выводя еврейских граждан из территории гетто.

Польский зоолог также сражался с фашистскими солдатами, являясь частью сопротивления. То есть по большому счету, он внес куда более значимый практический вклад в отношении помощи жертвам Холокоста. Тем не менее, идея картины открыто говорит о своих намерениях показать эти события под иным углом, с точки зрения женщины, видевшей этот ужас со стороны. Таким образом, можно объяснить название документально-художественного произведения и фильма соответственно.

На названии стоит все же ненадолго приостановиться. С точки зрения логлайна, сюжета и общего замысла ленты, три слова, предвосхищающие просмотр, очень сильно сбивают с толку. Да, действительно, речь пойдет о супруге владельца зоопарка. Да, это дело всей жизни для героев нашей истории. Но! Ровно до того момента, как они взяли на себя куда большую ответственность, нежели уход и забота над дикими животными. Они дали шанс людям, подарили право жить, надеяться на то, что этот кошмар когда-нибудь закончится, и простой народ сможет снова увидеть мирное небо, а не пепел, парящий в воздухе от сожженного дотла гетто. По этой причине, «Жена смотрителя зоопарка» («The zookeeper’s wife») — очень, очень слабое название, не передающее самого важного — сути картины.

Основные сцены были сняты вовсе не в Варшаве и даже не в Польше. Для воссоздания атмосферы и духа того времени, локацией съемочной группы предстали пражские улицы, все еще сохранившие строительные сооружения тех лет. Эти старые, измученные временем, природными явлениями здания помогли создать необходимый антураж, ощущение реальности происходящего на экране.

К подбору актерского состава по большому счету не возникает нареканий. Внешняя несхожесть с прототипами могла бы послужить поводом для критики, но данный недочет в полной мере компенсируется за счет игры. В большей степени это касается актрисы театра и кино, Джессики Честейн («Прислуга», «Марсианин», «Интерстеллар»). Своими актерскими данными она давно покорила большую часть кинокритиков, а её Антонина Жабинская, несмотря на некоторые «подставы» со стороны сценаристов (Анджелы Уоркмэн и Дайан Акерман) была очень убедительной. Такие роли обычно помогают продемонстрировать свой максимум, помогают раскрыться и прославиться малоизвестным либо доказать свою профпригодность более опытным мастерам перевоплощения.

Чуть менее ярко (что нормально для второстепенных персонажей) показал свои актерские навыки Даниель Брюль, в очередной раз сыгравший фашиста, очарованного дамой с другой стороны баррикад. Ведь практически каждый помнит Тарантиновского Фредерика Цоллера. Стоит сказать, что именно в лице Брюля в фильме был представлен вражеский стан. Именно его герой являл собой угрозу разоблачения для центральных персонажей.

С точки зрения напряженности и волнения, переживания за героев, как обычно бывает в подобных картинах, здесь проявляется слабая реализация, но с другой стороны, такой задачи могло и не быть вовсе. В пользу этого говорят и сокрытые от глаз зрителя ужасы войны.

Совершенно очевидно, что Ники Каро вовсе не собиралась спекулировать зрелищностью и прочими шаблонными приемами. Здесь минимум боевых сцен, очень немного пролитой крови, смертей, а также совсем нет оторванных конечностей и криков: «Брось меня! Уходи! Я их задержу». Совсем другие ценности, быть может, потому, что картина снята очень «по-женски», в хорошем смысле этого слова.

Несмотря на некоторые логические провисания в сценарии и не самую идеальную режиссуру, фильм получился очень «живым», по-своему интересным и достойным для внимания. В каком-то смысле можно провести параллель между ним и Спилберговским «Списком Шиндлера» или «Пианистом» Полански, но все же это разные весовые категории.

У войны совсем не женское лицо, но иногда, не сделав ни единого выстрела, они могут помочь решить судьбы сотен людей.

Дмитрий Ким
Автор
Дмитрий Ким
Автор: Дмитрий Ким

Жена смотрителя зоопарка

Жена смотрителя зоопарка
Ориг. название
The Zookeeper’s Wife
Жанр
драма, военный, история, биография
Время
124 мин / 2:4
Премьера
13 апреля 2017 (Узбекистан) / 13 апреля 2017 (Россия)
Бюджет
0
Режиссер
Ники Каро
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»