Матильда
Удался каждый кадр — настоящее достоинство картины.
На экраны наконец-то вышел скандальный фильм «Много шума из ничего», в народе коротко — «Матильда». Это без преувеличения самая обсуждаемая картина года. Ажиотаж возник благодаря депутату Наталье Поклонской, организовавшей целую кампанию против ленты. Запретить прокат «Матильды» ей так и не удалось, зато удалось вызвать огромное желание посмотреть. Правдивы ли «Тайны дома Романовых», была ли Матильда на самом деле, а также у кого и что вообще было с ней — оставим эти вопросы историкам и «оскорбленным». А сами попытаемся решить: смотреть или не смотреть?
Начнем по порядку, а точнее, провальсируем по сценарию. Сюжет этой развесистой клюквы как-то неудобно пересказывать. В «Матильде» есть все элементы дешевого «мыла»: и погони, и острые судьбоносные моменты, и коварные интриги с похищениями, и напряженный финал. Все это действо временами переходит в самый настоящий фарс. Дело в том, что ленте самое место на телевидении, а не на большом экране. Тогда это была бы отличная, невероятно увлекательная пафосная мелодрама. Но отчего-то, всю картину сидишь и думаешь, что тебя жестоко обманули и действительно накормили мылом.
Далее возникают вопросы к антуражу и атмосфере. Проблема не в исторической достоверности, которой нет и ее в принципе бессмысленно было ожидать. Проблема в отсутствии историчности как таковой. Гусар вваливается в императорский шатер и бьет наследника по лицу. Императрица застает в постели сына и балерину. Наследник представляет ее своему отцу как невесту. Потом танцовщица спокойно прибегает на коронацию и кричит с клироса, что, не надо, мол, Коля, корону надевать. Коля падает в обморок.
Безусловно, авторы ленты не идиоты и намеренно позволили себе такие вольности. Они не стали разбираться в нравах и отличиях людей того времени. Но зачем тогда все эти роскошные платья, позолота на стенах и рюши на диванах? Почему бы не переместить повествование в наше время или не выдумать абстрактную вселенную с новыми героями? Почему нужно было брать за основу именно образ Николая II? Потому, что цель фильма — беспардонная шумиха, то есть ажиотаж на пустом месте. А этот фильм и есть пустое место, как и история Николя-Кшесинская. И не стоит искать в нем каких-то тайных смыслов — их нет. Справедливости ради стоит отметить, это очень красивое кино. Удался каждый кадр — настоящее достоинство картины.
Так смотреть или не смотреть? Вы ничего не потеряете, если не посмотрите. Из приписанной аморальность в картине только скука, из тотального — провал. А ваши чувства вовсе не будут оскорблены. Но вот чувства любителей хорошего кино действительно могут быть.