Огни святого Эльма: обзор фильма «Маяк»
Жутко. Мерзко. Восхитительно!
Писать обзор фильма «Маяк» Роберта Эггерса — это все равно, что оказаться на приеме у психотерапевта. Сложно представить человека, восхищенного отталкивающим сопровождением: начиная от кастрюли, заменяющей туалет и хранящейся под кроватью, заканчивая огрызком женоподобной фигуры — как предметом наслаждения — где-нибудь в другом месте.
Создателю «Ведьмы» 2015 года вновь удалось разгромить все шаблонные восприятия киноужасов. Но если в «Ведьме» идея была сыроватой и оставила множество вопросов (несмотря на то, что картина была тепло воспринята), то «Маяк» расставил все точки над «И». В этом фильме не нужно искать смысла, каждый неравнодушный зритель найдет в нем что-то особенное и близкое сердцу.
Психологический триллер в духе классики, снятый на 35 мм пленку, с первых же секунд дает понять, что в ближайшее время твой разум будет порабощен черно-белой картинкой, звучанием туманного горна, от которого леденеет кровь, и восхитительной игрой Роберта Паттинсона в паре с Уиллемом Дефо. Роберту Эггерсу удалось подобраться к легендарным режиссерам, как минимум за то, что он имеет уникальный взгляд на создание хорроров, способных содрогать зрителя, не прибегая к скримерам, и потрясать постановкой, а не компьютерной графикой.
Операторская работа в картине заслуживает неистового восхищения, благодаря которой «Маяк» и красуется в шорт-листе на премию «Оскар» в номинации «Лучшая операторская работа».
События фильма происходят на закате 19-го века, на отдаленном островке, как казалось, недалеко от побережья Новой Англии. Если быть точнее, то действия разворачиваются в Новой Шотландии, на территории омываемой Атлантическим океаном. В центре картины два мужчины, один из которых уже в возрасте, и их обоих объединяет дикая странность. Не буду вдаваться в подробности сюжета, потому что сам до конца не уверен в том, что понимаю, что происходило на экране.
Наблюдать за тем, как двое съехавших с катушек одиноких мужчин с абсолютно разным восприятием мира уживаются вместе в катастрофических условиях и жуткой антисанитарии — не лучший досуг после рабочего дня, подумал я. Выглядит все это действительно жутко и местами мерзко. Но именно такой замысел и потрясающее актерское мастерство делают картину поистине гениальной, и оторваться от просмотра становится невозможным.
Режиссер выдвинул на первый план плату за одиночество и продемонстрировал аллегорию неизбежной клаустрофобии. Герои в фильме незамедлительно сходят с ума, напряжение растет с каждой минутой, несмотря на то, что первая половина фильма показалась мне немного затянутой. У каждого из них свои скелеты в шкафу, и, глядя на это, никто не будет вызывать у вас сожаления. То ли виденья, то ли реальность действительно способы повергнуть в страх и отвращение до такой степени, словно через ваше тело раз за разом пропускают ток.
Говорить о картине можно все что угодно, а еще сложнее делать это, не раскрывая детали сюжета. Фильм обзаведется как восхищенными, так и негодующими зрителями. Советую посмотреть «Маяк» хотя бы ради интереса, и вы сразу поймете — стоит он вашего внимания, или нет. Лично я остался под огромным впечатлением после просмотра этого по большей части артхаусного кино, и в голове все еще слышен звук того самого маяка…