Регистрация

День воздушного флота в Ташкенте

Фото: Юрий Корсунцев

Каждое третье воскресенье августа в Узбекистане отмечают День воздушного флота. В этом году он пришёлся на 17  число. Именно поэтому в субботу, 16 августа, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, а проще говоря Авиационный завод ТАПОиЧ, распахнул двери навстречу всем желающим.

Мероприятие началось в 7 утра, пока было относительно прохладно. Для посетителей открыли все заводские проходные: со  стороны ст.метро «Дустлик» (бывш. «Чкаловская»), со стороны ст.метро «Ташсельмаш» и с улицы Паркент, со стороны бывшей лётно-испытательной станции (ЛИС).

Выставочные модели самолетов установили заранее, по периметру поля. В основном это стоят самолеты, которые когда-то производили на заводе: юркий Ли-2 времен Второй мировой войны, миниатюрный туристический Як, пассажирский Ил-14, военный Ан-12, истребитель-бомбардировщик СУ-17. К каждому экспонату прилагалось подробное описание, а к некоторым и  мускулистый военный, который подсаживал детей в кабину. Очереди были огромные, каждому доставалась всего пара минут счастья, но все эти штурвалы, тумблеры, циферблаты производили неизгладимое впечатление на мальчишек и девчонок. А  родители покорно плелись в очередь к следующему самолету.

Фото: Юрий Корсунцев

В середине площадки в это время проходили показательные выступления служебных собак, гонки на спортивных автомобилях багги. Сбоку устроилась мини-выставка авиационного транспорта: мощная пожарная машина, которая может везти 12 тонн воды и тонну пенообразователя, зарядное устройство на колесиках, служебные автомобили.

С другой стороны навстречу посетителям распахнул брюхо огромный военно-транспортный Ил-76. Особо терпеливые посетители могли выстоять очередь и попасть в святая святых самолета — кабину пилотов. А  уж там кто во что горазд: подергать штурвал, переключить тумблеры или просто сделать крутое фото, которому позавидуют все окрестные пацаны.

Гвоздь программы — воздушный шар, который катал всех желающих. Хотя «всех» — это громко сказано. В маленькую корзину вмещалось только 3 пассажира, а очередь растянулась на много метров. Так что выстоять и посмотреть на праздник с высоты смогли самые упорные и  везучие. Заявленные выступления авиамоделистов были гораздо слабее, чем в  прошлом году. Тогда кордовые модели устроили настоящий воздушный бой, а  маленькие радиоуправляемые реактивные самолетики носились над гостями, выписывая сложные фигуры высшего пилотажа. В этот раз в воздухе лениво летали 2-3 модели.

Внутри бывшего сборочного цеха №96 разместилась вторая часть выставки. На стапелях стояли самолеты разной степени готовности: полностью собранные, без крыльев, без хвостового оперения. По сравнению с этими гигантами спортивные и пассажирские самолетики и люди, снующие между шасси, казались совсем малютками. Экспозиция внутри цеха — это некое сочетание выставки достижений современной авиации и дел давно минувших. Свои столы представили авиа- и ракетомодельные кружки, секции автоспорта и мотоспорта. Перед стендами с информацией о  ремонтных заводах скучали солидные дяденьки.

Особый ажиотаж вызвали дельталёт и  миниатюрный двухместный вертолетик. Конечно же, в них можно было посидеть и «порулить», а суровые военные-смотрители охотно и с улыбками объясняли, как далеко можно на  них улететь и зачем нужна вооон та ручка.

Следующий раздел — авиационная спасательная техника: надувные плоты, трапы и лодки, спасательные жилеты и  пояса. Как и везде, всё можно померить, езде попрыгать и попробовать самостоятельно «спастись». Дальше — целый ряд разнообразных парашютов, от неуправляемых учебных «дубов» Д-5  до спортивных парашютных систем.

От одного самолетика буквально щемит сердце. Истребитель Ла-5ФН, тот самый, на котором летали Ромео, Кузнечик, Смуглянка и капитан Титаренко из «В бой идут одни „старики“». Всё как в фильме — нотный стан и звёзды, обозначающие сбитые самолеты противника. Рядом — экипаж в пилотках, с планшетами (теми, куда карты заправляют), в хромовых сапогах. Чуть поодаль палатка с керосинкой, стаканами в подстаканниках и пачкой «Казбека». Желающим ощутить полный «эффект присутствия» выдавали военную форму времен Второй мировой из музейных запасов.

По правой стороне павильона — выставка холодного, стрелкового, авиационного вооружения. Почти всё можно потрогать руками, а  кое-что — и примерить. Пулеметы «Максим», винтовки Мосина, высотные костюмы пилотов, зенитные установки, супертяжелое вооружение… у детей разбегались глаза и ноги — хотелось охватить всё и сразу.

Вдоль главной аллеи — точки по продаже сувениров, напитков, кондитерских изделий, мороженого, блюд национальной кухни. Посетители могли зайти в заводские цеха: пройти вдоль длинных рядов станов или подняться к потолку высоченных ангаров, где собирали самолеты. Когда-то ТАПОиЧ был одним из крупнейших заводов в Узбекистане. О его былой славе рассказывает «Музей истории». Сейчас завод находится на грани жизни и смерти, но былой размах и мощь видны до сих пор.

Полный фотоотчет смотрите у нас на сайте.

Автор: Александра Стимбан, 19 августа 2014
Мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)
Подписывайтесь на наш Telegram канал.

Последние комментарии (4)

  • ZamiraZam-zam написала 20 августа 2014, 15:54 ссылка

    цитата для тех кто неумеет сам гуглить:
    закон республики узбекистан
    об установлении дня воздушного флота республики узбекистан
    (ведомости олий мажлиса республики узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 192)
    олий мажлис республики узбекистан постановляет:
    установить «днем воздушного флота республики узбекистан» третье воскресенье августа месяца.
    президент республики узбекистан и. Каримов
    г. Ташкент,
    31 августа 1995 г.,
    № 117-i

    жду ссылку на закон о день военно воздушного флота республики узбекистан

  • ZamiraZam-zam написала 20 августа 2014, 15:47 ссылка

    Во первых. Мой ребенок я и лично поднимались в ЭТОМ ГОДУ на шаре, было это в 11 утра. Не высоко, метров на 25. Для ребенка море радости. В очереди стояли почти пол часа.
    Во вторых. Мою маму-пенсионерку мужчина пригласил за палатку, достал целую сумку СТАРОЙ формы и предложил ей переодеться и сфотографироваться. Уж моя мама в разбирёт старую ей форму выдали или с иголочки. И запах нафталина она знает. Мужчина сказал что керосинку, инструменты и лётный шлем собирали у кого что есть по домам. А форму им выдали в музее. Если она была новая — вопрос к музею.
    В тетьих Не знаете — не жужжите.

  • Lanina написала 20 августа 2014, 10:27 ссылка

    Уважаемый автор! Во-первых в этом году катать на шарике запретили. Во-вторых, Вы пропустили воздушный бой радиоуправляемых моделей, который был дважды. Шустрее нужно быть.

  • LUIZA5464 написала 20 августа 2014, 10:15 ссылка

    Во-первых это не День Воздушного флота, а День Военно Воздушного Флота Республики Узбекистан, какие бы двери открыл вам завод, если бы не участие военных, которые организовали праздник и обеспечили доступ всех желающих на праздник.
    По поводу военной формы времен Второй мировой из "музейных запасов"-смотреть надо было внимательнее-она совершенно новая, сшили специально к торжеству, и ребят подбирали так, чтобы она на них сидела правильно и красиво. Вообще описания и комментарии торжества крайне не корректны

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2020 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»
0.048
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение

Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 24 мая 2007 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz

18+