Регистрация

Выставка Андрея Есионова открывается в Ташкенте

На выставке «Войти в реку дважды» будут представлены работы талантливого художника в жанре живописи и акварели.

Творчество Андрея Есионова — яркий пример метафорического метода. В его произведениях, вне зависимости от техники (масло, акварель), глубина смыслов проявляется на уровне образной структуры произведений. Его образы, в основном медитативные, углубленные в себя, его герои погружены в размышления о своем бытии, о судьбах окружающего их мира. Особенно ощутимо это в портретах. Как сосредоточен взгляд портретируемых («Елизавета», 2015), как внимательно они всматриваются в  пространство («Никита», 2015). В работах «Сергей Васильев», «Вадим Чепурченко», «Владимир Наумов», «Александр Боровский» углубление в тезаурус предпринимается не как самоцель, а как форма анализа, раскрывающего вторую, более важную сторону — совершенствование человека, его жизнеутверждающую сущность.

Часто художник создает в своих работах идеально моделирующие образные структуры. Главной чертой их  является создание неких идеальных образов людей, пространств, городов — «Москва. Варварка», «Иерусалим. Вход в арабский квартал», «Париж. Церковь святого Роха». Художник формирует свои образы, исходя из личных представлений об  идеале и гармонии. Отсюда — личностная характеристика образов, их индивидуальная обозначенность («Мадрид. Площадь Кортез»). Характерной особенностью этой тенденции является близость ее образов к «медитативным» структурам. Так или иначе, при создании идеальной среды, пространства художники придают им некую изначальную мизансценированность, условно построенную «архитектурность», что объединяет их «театрализованным» принципом («Чужая нереальность»).

С другой стороны, герои, наделенные гармоничностью и  уравновешенностью, выглядят замкнутыми, погруженными в себя, что позволяет проводить параллели с «медитативными» образами. Правда, есть существенное различие — медитативные образы, при всей своей углубленности, стремятся вынести «идеи и раздумья» вовне с целью преобразования, а идеальные существуют в  отстраненности и самодостаточности внутренней гармонии. Такими нам представляются образы картин «Аппиева дорога», «Римское соответствие», «Флорентийская грация».

Особое место в  творчестве Андрея Есионова занимает трактовка категории «пространство и время». Он превратил эти, присущие живописи факторы, в содержательное качество. Пространство из необходимого элемента композиции всякой картины трансформируется в содержательно-эмоциональное качество, причем часто занимающее ведущее место в структуре произведения. В разных манерах, в разных эмоциональных ключах создается пространство картин «Искушение взаймы», «Войти в  реку дважды», «Остановка по требованию», «Параллельная реальность» и другие, но  объединяет их принцип расширенного его толкования.

В тесной связи с  пространственными характеристиками находятся и временные. Очень часто в картинах соседствуют разные временные отрезки в единой пространственной среде, хотя этот метод известен давно, но сегодня он приобрел новое качество. Он не столько повествует о герое, событии в разное время, сколько раскрывает или стремится к раскрытию внутренней логики их развития. Трудно определить, когда и где происходили, происходят ли вообще события в картинах «У отражения два лица», «Пси фактор», «Сны Сноудена», «Люцифер». В них проявляется некая временная протяженность, неограниченная ничем. Трактовка времени, как процесса в живописи Есионова занимает ведущее место. Логика развития пространства и времени активизировала в его творчестве понятие среды в разных ее ипостасях. Среда современной жизни или жизненная среда современности с ее дегуманизированностью и техницизмом не может удовлетворить художника. Поэтому он создает в картинах насыщенную духовную среду, где ее обитатели находятся в некой гармонии и уравновешенности.

В последнее время художник посвятил много времени работам, отражающим разрушительное влияние урбанизма и техницизма на природу, экологию в целом — тема «Аральское море». Беспрецедентная экологическая катастрофа, принесшая много бед и разочарований, нашла отклик в работе «Трагедия Арала». Спокойная, уравновешенная композиция картины на первый взгляд отдает жанровостью. Но в момент понимания сути изображения внезапно наступает щемящее чувство безысходности от увиденного.

Художественная публика давно заметила изменения пла­стической культуры в целом. Так называемый кризис пластической культуры связан с изменением среды обитания человека, окружающей его реальности. Урбанизированные пространства не способны воспроизводить в  сознании художника пластику природных элементов, которые питали художественную культуру прошлого. Утрата пластической цельности привела живопись к  необходимости опереться на «большой стиль», как правило, исторический. Или обращаться к «малым» стилям — примитивным, традиционным — народным формам. Апелляция к историческому стилю с элементами модернизации позволила художникам, с одной стороны, овладеть живописно-пластической культурой, с другой — достигнуть, пусть даже иллюзорно, желаемой гармонии, определенной духовности, которые несет в себе эстетика прошлых лет.

В этой связи пластическая культура Андрея Есионова представляется эстетически выверенной и  художественно значимой. Его мощные, наполненные светом и цветом мазки разрывают пространство полотна и как глыбы ложатся в каркас работы. Он весьма свободно и  органично работает с композиционным строем своих произведений. Вообще профессиональные навыки — это сильнейшая сторона творчества Андрея Есионова.

Посетить выставку можно с 15 октября по 15 декабря в Государственном музее искусств Узбекистана.

На правах рекламы.

Автор: Руслан Иргашев, 9 октября 2017
Скачать мобильное приложение: Android и iOS (iPhone)
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Оставить комментарий

Пройдите регистрацию или авторизируйтесь на сайте.

Будьте в курсе событий!

Читайте также

© 2005-2017 Afisha.uz
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400
0.035
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение