Люди города: Дильдар Исламова
Ведущая, актриса, организатор мероприятий и автор многих ТВ-проектов о детстве в центре города, о том, как проснулась звездой и в чем главная проблема узбекского телевидения.
Я уйгурка, а моих родителей познакомила поэтесса Зульфия — она знала каждого из них по отдельности и решила, что двое уйгуров обязательно должны быть вместе! Моя мама, Шахида Шаймарданова, известный композитор, а папа — филолог и теолог. В 1980 году мы переехали с улицы Солнечной сюда, на Ц-1, и нас поселили в доме №47, который тогда уже неофициально называли Домом композиторов. С нами переехала семья Матякубовых и Гафурбековых, которые до сих пор живут со мной в одном доме. А в квартире №3 свои последние годы провел Батыр Закиров, который тоже переехал сюда с улицы Солнечной. Наш дом — это история Ташкента, и сейчас я даже думаю о том, чтобы сделать о нем большой проект.
В детстве я не знала, кем я хочу быть. Мама видела меня своей преемницей и определила меня в музыкальную сферу — я поступила в школу № 64 и параллельно занималась в музыкальной школе. Потом перевелась в школу Успенского на отделение музыковедения и там впервые вышла на сцену. Потом была консерватория — там я бралась за ведение абсолютно всех отчетных концертов, устраивала КВН и дискотеки, была занята целыми вечерами, пока мои однокурсники ходили на свидания.
Все мои учебные заведения, мой дом и вся моя жизнь были здесь, на Ц-1, на улице Жуковского. А потом, когда на втором курсе я начала работать на телевидении, в моей географии города появилась еще одна локация — метро Пахтакор. Я очень любила эти поездки со станции тогда еще «Октябрьской», а сейчас Амира Темура, до которой я ходила пешком от дома. А сейчас я все собираюсь сводить в метро дочку, для нее это будет настоящая экскурсия.
Впервые я попала на телевидение в 1996 году, став ведущей программы «Каталог». Это был первый телемагазин в Узбекистане. Передача мне не нравилась, но в итоге стала любимым проектом (смеется).
На узбекском телевидении тогда было всего четыре канала, и нашу передачу смотрела вся страна. Моя наставница, Мадина Муминова, как-то сказала мне, что в Узбекистане, чтобы стать звездой, достаточно просто полгода еженедельно появляться в эфире. Так и произошло. Это была настоящая «звездность» — меня узнавали на улице, в транспорте, в магазинах. Правда, сначала никто не знал мою фамилию, и меня называли просто «Дильдар-каталог» (смеется). В первые два года этой «звездности» я была очень высокомерной, думала, что я всегда права, была, наверное, просто невыносима. Потом смогла это преодолеть.
Наверное, я была первой телеведущей, которой начали делать профессиональный макияж — до этого ведущих красили театральным гримом: жирной, плохо смывающейся краской. Тогда я познакомилась со студией «Ди Шарм» и Ольгой Якушевой, с которой мы потом делали передачи о моде. Вообще в те годы на телевидении не было такой цензуры, которая начала появляться в 2000—2002 годах, и меня можно было увидеть на экранах в абсолютно сумасшедших образах: в красных кожаных пиджаках, черных высоких ботфортах, брюками в облипку и на высоких шпильках. Хорошо, что сейчас цензура на внешность на телевидении вновь ослабла, и телеведущие могут позволить себе выступать в интересных образах — ведь они все же являются неким эталоном для телезрителей.
Нынешнее состояние узбекского телевидения даже не хочется комментировать. Главная проблема наших телевизионщиков — это плагиат и отсутствие каких-либо понятий об авторских правах у 99.9% людей, создающих контент.
Работа в эфире и выступления на публике очень отличаются, ведь на телевидении ты знаешь, что всегда можешь сделать дубль. Но я очень благодарна, что мне повезло много поработать в прямом эфире, когда второго шанса у тебя нет — это отличная практика, которая позволяет чувствовать себя увереннее на живых выступлениях. Начав работать ведущей на мероприятиях, я взяла привычку не читать с листа, а импровизировать. Так чувствуется большая связь со зрителем. Очень люблю работать во Дворце дружбы народов и вообще на крупных мероприятиях, мне нравится энергетика, которая идет от многотысячной аудитории. Она мне уже просто необходима, она вдохновляет на новые свершения и заряжает.
Самая большая сложность в подготовке к выступлению — это то, что часто у нас бывает невозможно провести генеральную репетицию. Это связано со многими факторами: высокая стоимость аренды помещения на дополнительный день, занятость оркестров и музыкальных групп… Но я очень счастлива, что сейчас в Ташкенте сложилась такая ситуация, что и представители шоу-бизнеса, и классические, академические коллективы более востребованы, чем, скажем, пять лет назад.
Наверное, основная проблема всех наших мероприятий — это потакание «фанерности» наших артистов. Но здесь много факторов — иногда, например, организаторы не могут предоставить хорошее оборудование, которое правильно бы передавало живой звук. Тогда, конечно, артист предпочтет включить качественную фонограмму. Но и певцы у нас избалованные, могут не приехать на саундчек или не учитывают того, что они часто выступают на одних и тех же площадках и с одной и той же техникой. На самом деле, сложно найти корни этой проблемы.
В тусовке шоу-бизнеса Ташкента все так же, как и везде: есть те, кто умеет дружить, поддерживать, перекидывать друг другу какую-то работу, а есть и те, кто завидует чужим успехам. А если говорить о конкуренции, то мне, русскоязычной ведущей, работы достаточно. Есть ведущие, которые проводят мероприятия только на узбекском языке, есть те, кто работает на двух языках или трех, некоторые даже работают парами. К тому же, у всех у нас разный стиль — кто-то любит пошутить, кто-то не отходит от заготовленного текста, поэтому конкуренция, я думаю, небольшая — все находят себе мероприятия по душе.
Сфера шоу-бизнеса в Ташкенте очень демократичная. Мне кажется, что пробиться в эти круги может каждый. Посмотрите на наших звезд — многие из них приехали из Кашкадарьи, Сурхандарьи, Андижана. Юлдуз Усманова, например, из Маргилана, а Севара Назархан родилась в Фергане.
Я горжусь тем, что я — разноплановая ведущая и могу вести и презентации, и выставки, и большие академические концерты, и свадьбы, и шоу. Под каждое мероприятие получается подстроиться и быть где-то более академичной, где-то больше шоуменом. Сейчас у меня от двух до пяти мероприятий в неделю, и мне очень нравится такой график, потому что я успеваю проводить время с семьей и в целом живу очень гармонично и размеренно.