Гонщица из Узбекистана
Кристина Щипкова
о своем хобби, казусах в заездах и
о предстоящей гонке во Франции
Гонщица из Узбекистана
Кристина Щипкова
о своем хобби,
казусах в заездах и
о предстоящей гонке
во Франции
Кристина Щипкова — единственная участница из Центральной Азии и первая в Узбекистане, которая прошла международную селекцию F4 — Girls on Track — Rising Stars во Франции и вошла в 20-ку девушек-картингисток от 12 до 16 лет. Кристина будет представлять страну на международном проекте FIA — Girls on Track — Rising Stars.

Сегодня, 11 октября, Кристина представит Узбекистан на трассе Формулы 1 — Поль Рикар, Ле-Кастелле, и поборется за главную награду — контракт с Ferrari Driver Academy на участие в сезоне Formula 4.
История Кристины


Папа собрал мне мой первый карт
С детства я всегда была папиным любимым хвостиком. Уговаривала его взять меня с собой, если он собирался на встречу с друзьями.

Наблюдала за ним на тренировках, когда он гонял на трассе. В один из таких дней, когда он вернулся с заезда, спросил, не хочу ли я сесть за карт, и я согласилась.

Потом папа собрал мне мой первый карт, и на первых соревнованиях я заняла третье место. После этого пошло развитие моего спорта: я начала занимать вторые и первые места. Тренирует меня так же мой отец, его зовут Вячеслав.
Было очень неожиданно, когда папа сообщил мне, что я попала в сборную. Да и сейчас до сих пор не представляю, как будет дальше. Мне очень нравятся такие спонтанные новости.
реклама
Процессом подачи заявки занимался папа. Он заполнял мои параметры по заездам, например, мой километраж – более 1000 километров. Перед FIA я тренировалась, проверяя себя на выносливость.
Процессом подачи заявки занимался папа. Он заполнял мои параметры по заездам, например, мой километраж – более 1000 километров. Перед FIA я тренировалась, проверяя себя на выносливость.
FIA — международная автомобильная федерация, в которой есть подразделение Women in Motorsport, которое занимается выявлением и развитием женского автомобильного спорта.

11 октября нас ждут тесты на способность для выявления сильнейших спортсменов и для того, чтобы дать шанс выступить в Формуле-4.

У нас будут тесты на карте, на ускорение, на лучшее прохождение кругов. Если я пройду, следующим этапом станут тесты на Формуле-4. Победа в нем принесет контракт с Академией Ferrari для участия в полномасштабном сезоне Формулы-4, который полностью оплачивается.

Конечно, у других девочек есть много преимуществ передо мной, но я буду стараться.

Из-за пандемии у нас нет возможности поехать во Францию, чтобы поболеть за дочь, но я ее подготовлю морально. Там помощи ждать не от кого, это чужая страна, и надеяться на то, что ты найдешь себе там единомышленника, не стоит. Уверен, Кристина справится психологически.
Вячеслав Щипков
Отец и тренер Кристины
Из-за пандемии у нас нет возможности поехать во Францию, чтобы поболеть за дочь, но я ее подготовлю морально. Там помощи ждать не от кого, это чужая страна, и надеяться на то, что ты найдешь себе там единомышленника, не стоит. Уверен, Кристина справится психологически.
Вячеслав Щипков
Отец и тренер Кристины
Рисование дает эмоциональную силу
Я люблю рисовать. За вдохновением я приезжаю к бабушке, у нее очень тихо и спокойно – всегда что-нибудь приходит на ум.

Бывает, смотрю кино, или увидела какую-то картинку – пришла мысль нарисовать. Беру листочек, говорю домашним, чтобы не мешали мне, закрываю комнату и рисую спокойно. Рисунки формата А2-А3 приходится растягивать на два дня.

Рисование меня успокаивает и дает эмоциональную силу, подзаряжая меня энергией. Потом всю энергию выплескиваю на гонках.
реклама
На одних из гонок у меня был недовес, потому что я рано перешла в новый класс.

Для уравновешения папа сзади прикрепил металлические блины.

Когда я на гонках проезжала 15 круг, видела позади себя папиного товарища и не понимала, почему он не может меня обогнать, ведь он опытнее и быстрее.

Оказалось, что они блины почти открутились, сверкая искрами, и могли в любой момент отлететь.


Проверяю цепи, заливаю масло, надеваю форму и сажусь гонять
В обычный день я встаю, делаю зарядку и завтракаю. Потом я играю с сестренками – нас в семье трое детей, и делаю домашние задания. В свободное время играю в компьютерные игры. Выбираю те, которые на английском языке, чтобы он развивался. Потом занимаюсь английским языком – выполняю домашние задания репетитора.

Если у меня тренировочный день, вечером, за день до тренировок я подготавливаю спортивные вещи. С утра мы выезжаем за картами, грузим в машину и приезжаем на автодром. Я подготавливаю машину к заеду – проверяю цепи, заливаю масло, надеваю форму и сажусь гонять. Проезжаю кругов 60, а затем мы возвращаемся домой.
реклама


Счастливый номер 46
Изначально на карте стартовый номер был 18, как у папы – я хотела, чтобы у нас все было одинаковым.

Когда папа мне купил новый шлем, на нем был номер 46. Папа предложил не менять его на 18, а оставить, потому что под этим номером гоняет величайший мотогонщик и семикратный чемпион мира Валентино Росси. Я согласилась, и после этого я стала выигрывать.

Возможно, это подсознание. Но мне кажется, этот номер приносит удачу. Теперь цифра 46 встречается мне постоянно.
Естественно, я хочу выиграть и участвовать в F4. После этого пойдет карьера в F4. Планирую дойти до F1.

Я благодарна инициативной группе «Национальный автомобильный клуб Узбекистана», своему официальному агентству Sport Luxury Events Promotion и своему спонсору – Алмалыкскому Горно-Металлургическому Комбинату.

Спасибо им за поддержку, за то, что дали представить свою страну в международном проекте FIA.

История тренера
Вячеслав Щипков
Отец и тренер Кристины
Я мастер спорта по мотокроссу и картингу. Заниматься я начал с 1995 года, когда пришел в Автодорожный институт. До 2015 года я занимался мотокросом, заполучив мастера спорта, я перешел в 2006 году в картинг. По нему я так же получил мастер спорта. Достигнув этих побед, сейчас я планирую в кольцевые гонки. Однако в Узбекистане тяжело с этим – иметь спортивную технику для того, чтобы раз в год выехать на соревнования – не выгодно.
У меня есть свой тренер – Александр Селенко. Ему 75 лет, и он до сих пор гоняет на карте.
Когда у жены не было времени присмотреть за Кристиной, она оставляла ребенка со мной. С двух лет я брал ее к себе на работу. Поэтому с «железками» дочь знакома с малых лет. Она так же иногда помогает мне по работе. Сама перебирает двигатель, например. Я научил ее работать на станке, пилить и обращаться с дрелью.

Сначала дочь каталась на электрических машинках в парке. В 6 лет я посадил Кристину на прокатный картинг, чтобы она попробовала себя. Сделали ей самодельный кар из советских запчастей, чтобы она поняла, что это такое, погоняла. А в 7 лет я посадил ее за карт. На первом соревновании в Ташкенте она сразу заняла 3е место.

У нее стало неплохо получаться. Кристина гоняла в классе 50 куб. см (5-8 лет). Прошла три гонки на городских соревнованиях, а затем мы поехали на Кубок в город Янгиер. Там она заняла 2 место.

После победы я купил ей итальянский карт. А поскольку итальянские машины на 60 куб. см (8-12 лет), мне пришлось досрочно перевести Кристину в класс выше. По правилам, если она перешла в класс 60 (Супер-мини), то в 50 она не может вернуться.

Нам пришлось заверять это нотариально, что я даю свое согласие на ее переход. Нужно было собрать спецкомиссию, что мы ее переводим. Хотя в класс 60 идут дети от 10 лет. Я пересадил ее в 8, так как она еще была и лидером.
Первый год в классе 60 она приезжала третьей, на первых местах были мальчики. Второй год она ездила первой-второй, а следующий год и последующие до 12 лет Кристина занимала первые места на всех соревнованиях.
В классе 60 она должна была ездить до 14 лет, но я пересадил ее досрочно в класс 125. На Гран-при Ташкента Кристина поехала со взрослыми гонщиками. Там она заняла четвертое место, что является хорошим показателем. Будь она в своем классе – Кристина могла бы получить первенство.

В первой гонке в 125 классе Кристина заняла третье место. Это ей удалось несмотря небольшую аварию, сломанный картинг и кривые колеса. Ко второй гонке мы починили карт, и Кристина заняла второе место. На Чемпионате и Кубке в 2019 году Кристина заняла вторые места.
В 2020 году тренироваться начали с марта месяца.

С марта по 2 тренировки в неделю, это 60-70 кругов в день. 3 октября ездили в Наманган, где Кристина показала третий результат по времени. В своем и 125 классе показала первый результат, а в абсолюте – третье место. Это хороший результат для тренировок на новой трассе. Думаю, что на соревнованиях она неплохо проедет.
реклама
О картинге в Узбекистане


На хороших трассах карт живет 2 года, у нас этот срок меньше
Картинги покупаем либо в Казахстане, либо в России – это ближайшие страны, в которых их можно приобрести. Иногда нам отправляют запчасти друзья с Италии. Картинги, конечно, не новые. Обычно это двух-трех годовалые картинги. Новые стоят очень дорого – около 10 000 евро, не считая пошлин.

Карт, на котором гоняет Кристина сейчас – шестой по счету. Его мы купили в России у гонщика, который завязал с этим спортом. Двигатель покупали отдельно, и тюнинговал я его сам. Поэтому он отличается от стандартного двигателя – со стандартным двигателем нельзя показать большую скорость.

Срок эксплуатации у картинга небольшой. На хороших трассах карт живет 2 года, у нас этот срок меньше из-за плохого асфальтирования. Рама стирается быстрее и жесткость становится плохой.
В дни каникул родители к нам приводят около двух-трех детей в неделю, потому что у них есть желание заниматься. Я говорю сразу, что это дорого. На этот вид спорта уходит очень много денег.

В среднем поддержанный картинг обходится в $3500. Комплект баллонов стоит $335. Покрышек хватает в лучшем случае на 2 соревнования, если не порвешь. На соревнования это три заезда по 14 кругов. Если ты два раза приезжаешь первым, третий заезд уже проезжать не нужно. Количества очков, чтобы не проезжать третий заезд, хватает. Если первый и второй заезды спорные, тогда необходимо выезжать. Поэтому на тренировках мы отрабатываем по 60-70 кругов. Можно было и больше, но баллоны обходятся очень дорого. В идеале – баллоны необходимо менять каждые 2 тренировки. С марта мы уже искатали 25 комплектов.

Помимо этого, есть и другие расходы – на масло, бензин, цепи, звезды и смазочные материалы. На поддержание карта в Узбекистане в год уходит около $1500.





Картинг начал процветать в Намангане и Андижане
Расходы не покрываются, все оплачиваем сами. Спонсоров у нас появился только перед предстоящей во Франции гонкой.

У меня есть команда из 12 человек. Четыре года подряд мы ездили за Бектемир. В то время у Бектимирского СТК был спонсорство Vatanparvar. Они выделяли нам баллоны, бензин, обеспечивали нас проживанием и питанием. На протяжении четырех лет наша команда занимала первые места, но в последствии от нас отказались, так как не нуждаются в этом виде спорта. Его поддержание обходится очень дорого.

5 лет назад мы добились того, чтобы на этой территории (Автодром на Рохате, где проходят все тренировки – ред.) положили асфальт. Однако, положили его неправильно, и после гонок у детей болят ребра, а взрослые отбивают спины. Зимой мы тренируемся на картинге в парке «Анхор».

В настоящее время картинг начал процветать в Намангане и Андижане. В Намангане есть председатель Наманганского областного совета ОСО “Ватанпарвар” и депутат областного Кенгаша народных депутатов Ахмаджон Алаходжаев. Он очень болеет спортом, поэтому с его подачи была построена большая трасса и закуплена техника – по 10 картингов на 12 областей.

Детям выдают баллоны, запчасти и бензин. Помимо этого, Ахмаджон-ака обеспечил всех занимающихся экипировкой.

Картинг начал процветать в Намангане и Андижане
Расходы не покрываются, все оплачиваем сами. Спонсоров у нас появился только перед предстоящей во Франции гонкой.

У меня есть команда из 12 человек. Четыре года подряд мы ездили за Бектемир. В то время у Бектимирского СТК был спонсорство Vatanparvar. Они выделяли нам баллоны, бензин, обеспечивали нас проживанием и питанием. На протяжении четырех лет наша команда занимала первые места, но в последствии от нас отказались, так как не нуждаются в этом виде спорта. Его поддержание обходится очень дорого.

5 лет назад мы добились того, чтобы на этой территории (Автодром на Рохате, где проходят все тренировки – ред.) положили асфальт. Однако, положили его неправильно, и после гонок у детей болят ребра, а взрослые отбивают спины. Зимой мы тренируемся на картинге в парке «Анхор».

В настоящее время картинг начал процветать в Намангане и Андижане. В Намангане есть председатель Наманганского областного совета ОСО “Ватанпарвар” и депутат областного Кенгаша народных депутатов Ахмаджон Алаходжаев. Он очень болеет спортом, поэтому с его подачи была построена большая трасса и закуплена техника – по 10 картингов на 12 областей.

Детям выдают баллоны, запчасти и бензин. Помимо этого, Ахмаджон-ака обеспечил всех занимающихся экипировкой.
Картинг – это отличный вид спорта, который подходит для людей всех возрастов. Но нужно понимать, что на сегодняшний день в Ташкенте не осталось государственных клубов. Мы все – частники. Бывает, что нас приглашают на сборы, но при этом не хотят оплачивать наши расходы. К сожалению, в Ташкенте картинг как вид спорта не хотят развивать, нежели в областях.

Чтобы прийти в этот спорт, поддерживать себя придется самому. С нами (гонщниками и техниками) познакомиться и узнать получше про картинг можно на соревнованиях. Однако, в том, что мы частники, у нас все-таки есть преимущества – мы можем поехать, например, выступать в Казахстан. При государственном клубе необходимо официальное разрешение.

Текст: Виктория Чмыхалова

Фото: Сабина Рагимова

реклама