Российский архитектор Николай Лызлов: «Не снести ни одного здания для архитектора важнее, чем построить»
Организаторы архитектурного конкурса Me’mor//2021 продлили прием работ до 2 августа, а мы поговорили с председателем Экспертного совета российском архитектором Николаем Лызловым об архитектуре Узбекистана, манифесте Орхана Памука и о том, что «наследие — это не только Регистан».
В 2019 году вы посетили Узбекистан. Поделитесь впечатлениями: что понравилось в архитектурном облике республики?
Когда я впервые оказался в Узбекистане в 2019 году, то влюбился в эту страну. Этой весной, как только смягчились пандемические ограничения, и наладилось авиасообщение, мы с друзьями сразу же купили билеты. Наше интересное путешествие началось в Ташкенте и охватило Нукус, Хиву, Бухару, Самарканд.
ск
Гараж-паркинг в Москве
Впечатления, которые остались с прошлого раза, и текущие ожидания не просто сбылись, а были превзойдены. Возможно, это некая аберрация памяти, но я обнаружил позитивные изменения, хотя с момента прошлого визита прошло всего два года. Особенно прогресс ощущается в Бухаре. То, что было древним, так древним и осталось, а вокруг центра появились новые районы с приятной и правильной застройкой. Она избавилась от царившего два года назад постмодернизма, стала более естественной, искренней и минималистической.
Также я посетил потрясающее место под Нукусом — мемориал Миздархан. Он производит неизгладимое впечатление тем, что это живая, абсолютно подлинная вещь. В вопросе сохранения памятников важен принцип подлинности, когда ты не сомневаешься и не думаешь: «Все действительно так замечательно сохранилось или было обновлено?»
Интерьер жилого дома
Николай Лызлов — российский архитектор, вице-президент Союза московских архитекторов, профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ), преподаватель МАрхИ. Лауреат премий «Арх Москва», «Золотое сечение», «Зодчество».
А какие впечатления оставил Ташкент?
В этом году я увидел в Ташкенте то, чего не видел раньше — махаллю. Мы гуляли по старому району и на мой вопрос насколько это все объявлено объектами культурного наследия и охраняется, сопровождающий ответил, что нет, не охраняется и это не то, о чем стоит задумываться. На самом деле именно об этом и стоит.
Пользуясь случаем, хочу заострить внимание на архитектуре повседневности — бытовой архитектуре, не связанной с великими именами. Меня в последние годы беспокоит отношение к наследию. Наследие — это не только площадь Регистан, мавзолей Саманидов или мавзолей Амира Темура. Это ещё и простая махалля, традиционные дома. Вот это хранить труднее всего. Легко сохранять безусловную ценность с мировой известностью, но трудно беречь живую городскую ткань.
Интерьер жилого дома
Почему важно «беречь живую городскую ткань»?
Объясню на примере. Достаточно давно в музейном деле произошла революция. Она началась с манифеста лауреата Нобелевской премии турецкого писателя Орхана Памука. Документ говорил о том, что время больших музеев, наполненных шедеврами, прошло. Сегодня Лувр, Британский музей и Эрмитаж не столь важны, как музеи, хранящие следы обычной человеческой жизни.
Памук создал в Стамбуле потрясающий Музей невинности, в котором собраны вещи обитателей города середины двадцатого века. Это страшно интересно. Сейчас многие говорят о том, что хранить память прошлого нужно через жизнь простых людей и артефакты, с ней связанные.
То же самое касается архитектуры. Нужно обратить пристальное внимание на демократичную, древнюю, бытовую архитектуру. Она требует защиты, поскольку это самая уязвимая часть культурного наследия.
Частный дом
Тема смотра-конкурса Me’mor//2021 — «Устойчивая архитектура — осознанный подход к градостроительству». Расскажите, какие тенденции в области экологически ориентированного строительства наблюдаются в мире?
Смысл устойчивой архитектуры заключается в осознанном отношении к тому, чем человечество располагает и гораздо более рачительном расходовании ресурсов. Например, мы говорим о том, что строительство должно вестись из местных аутентичных материалов. Это связано с необходимостью сокращать транспортные расходы, не таскать глину, песок и цемент по всему миру, не увеличивать количество потребляемой энергии.
ЖАК Нескучный сад в Москве
О чем заставляет задуматься лично вас тренд на устойчивую архитектуру?
Устойчивая архитектура всегда была важна, но человечество понемногу забывает то, что в свое время было сделано и достигнуто. Это не означает, что мы стали умнее предков. Давайте обратимся к традиционному жилью Узбекистана — домам бухарской махалли.
Много веков назад люди научились регулировать климат жилищ, не прибегая к электроэнергии. То, чего мы достигаем за счёт кондиционеров, можно делать архитектурными и планировочными средствами. Но человек расходует безумное количество энергии там, где этого можно не делать. Сейчас мы должны наверстать то, что в принципе знали.
Масса споров ведется по поводу того, насколько человечество виновато в глобальном потеплении. Может, не виновато, но мы постоянно тратим и мало что возвращаем. Вот об этом стоит задуматься.
Интерьер жилого дома
Какой совет, базируясь на собственных ценностях, опыте и профессиональных убеждениях, вы бы дали архитекторам?
Я бы посоветовал внимательно относиться к тому, чем мы располагаем. Лауреаты Притцкеровской премии 2021 года Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль говорят о том, что за все время работы не снесли ни одного здания. Это огромное достижение. Не снести ни одного здания для архитектора даже важнее, чем построить.
Предками поставлена высокая планка, и нам нельзя делать хуже. Это должно стать главным стимулом: делать не хуже, чем-то, что уже есть. Лучше, наверное, невозможно, но надо к этому стремиться.
Срок подачи конкурсных проектов на Me’mor//2021 продлён до 2 августа (до 24:00). У вас еще есть шанс получить оценку международного жюри и выиграть от 5 до 20 млн сумов. Для правильного оформления заявки смотрите Правила подачи работ.
Мотель «Бумеранг»
Организатор ME’MOR//2021 — ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА». Конкурс проводится при поддержке Союза архитекторов Узбекистана.