Два новогодних подарка от артистов Большого театра

Опубликовано· 9686
Два новогодних подарка от артистов Большого театра

В ГАБТ им. А.Навои состоялись две премьеры легендарных одноактных балетов «Жар-птица» и «Шахерезада», которую местному зрителю представил лично балетмейстер, народный артист России Андрис Лиепа.


В зрительном зале публику поприветствовал сам Андрис Лиепа. Он рассказал об истории постановок, музыке к спектаклям, возрождении декораций, а также рассказал о том, что в нашем театре чувствует себя как дома. Архитектором театра был Алексей Щусев. Оказалось, что в Москве Лиепа тоже живет в доме, спроектированном Щусевым.


«Я приезжаю сюда как к себе домой! Это большое счастье. Это чувствуется на уровне внутренней энергетики», — сказал Лиепа.

Заканчивая свою речь, Лиепа поблагодарил спонсора, поддержавшего проект, в лице ООО «Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани», и удивительно выразительно рассказал либретто «Жар-птицы», увлекши публику так, что зрители, словно маленькие дети, с горящими глазами слушали сказку.


На протяжение двух часов публика с замиранием сердца наблюдала за невероятными постановками, уникальными декорациями и оригинальными костюмами в сопровождении живой музыки, исполненной оркестром под руководством дирижера Бобомурода Худайкулова.

Балеты серебряного века

Два шедевра, созданные в 1910 году, были впервые показаны на сцене Гранд Опера в Париже. Уже более 100 лет назад «Жар-птица» и «Шахерезада» покорили Францию. Именно с этих шедевров основателя современного русского балета Михаила Фокина началось его триумфальное шествие по всему миру. В 1993 году балеты были восстановлены Андрисом Лиепой, вошли в репертуар Мариинского театра, где уже на протяжении 26 лет идут эти спектакли.


«До сих пор люди, которые приходят на русский балет, обладают генетической памятью того, что русский балет — лучший в мире! Когда эти спектакли впервые привезли — это было сродни фантастическому явлению. Мне очень нравится, что русская сказка „Жар-птица“ и восточная — „Шахерезада“ объединяются в единое целое. Причем по пластике они абсолютно непохожи. Такое впечатление, что ставили два разных хореографа», — рассказал Андрис Лиепа.

Эффектная хореография, уникальные костюмы

Действительно, таких постановок Ташкент еще не видел. Хореография М.Фокина в редакции А. Лиепы поражает своей простотой и задором, за которыми скрываются огромный труд и многочасовые репетиции артистов. Балеты пестрят не только техничностью, но и игривой, и порой даже сказочной артистичностью.


Иван-царевич в русском одеянии с луком и стрелами, алая Жар-птица, подарившая Ивану свое огненное перо, 13 прекрасных царевен, пленённых Кощеем — каждое движение, каждая деталь, каждый костюм были продуманы до мельчайших деталей.

Уже один внешний вид Кощея чего стоит! Маску для Кощея Лиепа привез из Минска, заказав у известного скульптора, работающего с латексом, а пачку для Жар-Птицы — из Москвы, отшив по заказу у мастера, которая 25 лет назад создавала этот образ для Нины Ананишвили на сцене Большого театра.


Величественные костюмы султанов, роскошное одеяние Зобеиды, шаровары и топы, подчеркивающие женственность одалисок — все это на контрасте с русской сказкой, показывают эдакое очарование Востока, передающего эпоху ханств и султанатов.

Оригинальные декорации

Потрясающие декорации, которые создают ощущения полного погружения в роскошный сад в «Жар-птице» и в Дворец султана Шахрияра — в «Шахерезаде». В постановках Лиепы артисты проживают истории своих героев не просто выполняя технические движения, они также тесно взаимодействуют с реквизитом, которого в этих двух одноактных спектаклях не мало. Золотые яблочки, огненное перо, лук и стрелы, ларец с яйцом, внутри которого смерть Кощея — в «Жар-птице», кинжалы, сабли, золотые ключи от гарема — в «Шахерезаде».


Нам удалось возобновить фантастические декорации, которые были утеряны и после премьеры никогда не восстанавливались, это декорации А.Головина к «Жар-птице».Я нашел эскиз в Третьяковской галерее, художник Анатолий Нежный разложил его по планам, и мы сделали такой спектакль.

Декорации достаточно мобильны, этот спектакль выезжает во все театры мира. С такими спектаклями мы были в Метрополитан, Ковент-Гардене, Токио Бунка Кайкан. Это очень хорошая версия для путешествий. Я надеюсь, что если мы его дотянем, я могу совершенно спокойно выезжать с этим спектаклем с артистами ГАБТа", — поделился Андрис Лиепа.

Толчок к развитию

Такие постановки не только дарят эстетическое наслаждение, расширяют кругозор зрителей, вдохновляют на что-то, но также создают четкое ощущение того, что театр жив! Руководство театра, труппа, оркестр не боятся браться за что-то новое и интересное, идти в ногу со временем, выходить на международный уровень. Благодаря такому сотрудничеству со всемирно известными балетмейстерами и хореографами, наши артисты балета набираются опыта и раскрывают новые грани своего потенциала.


«Лиепа в основном работал с солистами, с нами он был только на общих репетициях уже на сцене. Его смело можно назвать человеком творчества, он потрясающий. Очень любит свою работу…Даже можно сказать, что он не считает ее работой, он просто живет тем, что ему нравится делать. Нашей труппе, конечно, еще расти и расти до трупп мирового уровня, но Лиепа нас часто хвалил, что придавало нам уверенности и еще больше мотивировало упорно трудиться. Было очень приятно с ним работать. За такое короткое время, он стал для нас таким родным.


Хочу также отметить Игоря Пиворовича. Я не знаю, как ему это удалось, но весь театр просто влюбился в него! И как в простого человека, и как в репетитора. С ним постоянно хочется работать. Если с нашими репетиторами мы уставали на репетициях, то с ним нет! Он может так вовлечь в работу, что мы забывали про все на свете. Несмотря на серьезную травму, он всё нам показывал, как нужно делать. Он всех поддерживал, помогал советами, всячески пытался подбодрить и настроить на хороший лад. Он нас вдохновлял, и когда он уезжал, все плакали", — поделилась Ксения Полякова, артистка балета.


Полный фотоотчет смотрите у нас на сайте.

Онлайн-репортажи с лучших мероприятий в Ташкенте — в нашем Instagram.

Автор: Алина Сорочина
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»