Qyrq Qyz — настоящий прорыв в искусстве

Опубликовано· 3588
Qyrq Qyz — настоящий прорыв в искусстве

Живое исполнение вместо саундтреков, игра на национальных инструментах и невероятно реалистичный видеоряд, с головой погружающие в сущность истории, побуждая людей пережить за полтора часа целый спектр чувств.

На сцене ГАБТ им. Алишера Навои состоялся исторический музыкальный спектакль, который не оставил равнодушным ни одного зрителя. Режиссер Саодат Исмаилова просто поражает своим профессионализмом, мастерством и уникальным видением каракалпакского эпоса Qyrq Qyz.


Пустующая оркестровая яма, национальные инструменты расположенные на сцене и большой черный экран. Многие гости даже и не подозревали, что в следующие два часа они увидят нечто впечатляющее, вдохновляющее и совсем не в типичном для Узбекистана формате.

Подвиг Гулаим и 40 девушек

Музыкальное представление началось с пронизывающей мелодии кобыза — казахского национального инструмента, своего рода двухструнной скрипки, и предисловия:

«В бескрайних степях Средней Азии местные племена встали на защиту своих земель против безжалостных завоевателей с востока. Во главе стоит Гулаим — юная девушка, сумевшая повести за собой сорок воительниц — «истинных амазонок».


Девушки одерживают над вражескими завоевателями победу и создают общество, построенное на законах справедливости и толерантности. История о сорока девушках, вокруг которой ходило множество легенд, передававшихся из уст в уста многими поколениями, вдохновила автора на создание музыкальной постановки QyrqQyz."

Спектакль повествует нам о взаимодействии человека со стихиями, возрождая воспоминания о том, что люди действительно жили в единстве со стихиями.


В гармонии со стихиями

В спектакле мало слов и диалогов. Постановка построена на аудио и визуальном восприятии. Структура спектакля вдохновлена зороастрийской космологией и ее четырьмя основными элементами: землей, воздухом, водой и огнем. Эта четырехслойная структура охватывает фильм, музыкальную композицию, освещение, костюмы и сценографию.

Каждая деталь постановки настолько продумана, что не просто передает литературные образы каракалпакского народа, а заставляет ощутить целый спектр чувств: умиротворение и страх, гнев и смирение, единение с природой и многое другое.


Видеоряд начинается с представления Гулаим, которая обращается к четырем стихиям. Первой стала земля, которую Гулаим называет сестрой.

«О, земля, будь добра ко мне. Я убегу от тебя в тебя, скроюсь от тебя в тебе, дай мне место убежища и храни меня в себе. Не будь матерью, не зверем, не птицей не люби никого, кроме меня. Мы сестры — ты, я и они. Сестра моя, степь».

Приятные пейзажи, под звучание жетыгена, словно пробуждало чувство единения с матушкой-землей.


Обращение к воздуху, а именно, ветру сопровождалось звучанием кобыза, очень походящего на скрипку:

«Ты — злой попутчик, мой ветер. Искушаешь и ранишь, зачем? Ты сон мне принес из пустыни, где украл незнакомую песню, дым чужого костра? Чье ты имя мне шепчешь? Мы с тобой побежим по простору степные и небесные кони. Вольный ветер, прими мое тело, сыграй на мне радость победы!».

«Освежи меня, река, слишком долго пила я пот и слезы, и кровь. Я — раненая волчица, мой вой стелется по тебе туманом. Небо плачет по мне, а ты — река, жалеешь, ты размываешь меня и уносишь, как глину. Вниз, вниз, в глубину, в тишину. В чаще моих волос, река, ты оставляешь крупинки золота. Зачем мне золото?». Таким было обращение к стихии воды. Текучие и переливающиеся звуки жетыгена отражали всю сущность стихии.


Кульминацией стала стихия огня: «Сжигаю жалость, сомнения, смех, любовь, память. Теперь ты сыт, мой огонь. Теперь стань мной. Гори ярче! Жги, выжигай, пожирай своей свирепостью. Не знай усталости, не знай пощады. Взлети до неба. Ты — моя кровь, моя плоть. Я — твой дух. Я — твой меч».

Звуки древних инструментов и богатство женского вокала Центральной Азии привнес в спектакль композитор Дмитрий Янов-Яновский.

Открывая новые грани

«Для меня это было настоящим открытием! Увидеть такую трактовку восприятия, нежели мы привыкли видеть традиционно, по-настоящему удивительно. Более того, я открыл для себя новые грани моей сестры. Я думаю, это было колоссальным открытием не только для меня, но и для Ташкента. Это настоящее событие, потому что мы видим абсолютно нетрадиционное действие, в котором практически нет пластики, есть аудио и визуальный ряд, где мы получаем ту информацию, которая заложена в данном эпосе.


Здесь нет диалогов, действий. Но через песни, изображение, достаточно сюрреалистическое, очень фантасмагорическое, мы абсолютно поняли идею. Не было недопонятых зрителей. Каждый зритель унес с этого представления что-то свое, необычное, интересное. Я думаю, это очень большой успех для моей сестры. Я очень горжусь ей. Это огромный труд, который длился на протяжении 3 лет. Я думаю, что этот спектакль сыграет большое значение в понимании того, насколько театральная сцена, медиа, звуковые и визуальные безграничны", — поделился Бобур Исмаилов, художник.

«Мне очень понравился спектакль. Это было очень красиво, очень поэтично. Фильм и музыкальная часть были сделаны очень тонко, с большим вкусом, с пониманием предмета и культуры. Это очень важный момент, потому что многие сейчас делают национальные вещи. Сейчас это очень модно, но это не несет глубокой культурной составляющей. А этот спектакль, напротив, создан с очень большой глубиной и большой любовью, на мой взгляд», — считает Лола Сайфи, основатель арт-пространства Human House.


Спектакль Qyrq Qyz создан Международным фондом Aga Khan Trust for Culture при участии Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан.

Смотрите фотоотчет

Подписывайтесь на @afishauzb в Instagram

Автор: Алина Сорочина
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»