Как создавались
«Легенды узбекского танца»:
интервью с авторами фильма
1 сентября на трех телеканалах состоялась премьера фильма, посвященная культурному наследию Узбекистана, — «Легенды узбекского танца».

Это полтора часа увлекательного путешествия по школам узбекского танца, интервью с танцовщицами и танцовщиками, живыми легендами, не просто страстно увлеченными профессионалами своего дела, но грамотными педагогами, умеющими объяснить всю глубину танца.
Даже если танцы совсем не про вас, руки никогда не хотели повторить завораживающих движений, голова не склонялась ритмично в такт, или, быть может, вы просто считаете, что национальный танец морально устарел, — танцовщицы не просто показывают, но и рассказывают про него с точки зрения чувств. Загадочность женской души, природная мужская экспрессия, вдохновение природой и энергия лучей солнца в сердце.
реклама
Что отражают наши танцы? Как они появились? Как происходило становление каждой из школ, кто повлиял на развитие наследия, и куда сейчас движется узбекский танец — в новом эстетично-ритмичном документальном фильме.

3 сентября картина вышла на YouTube-канале BWG-production.
Руслан Салиев, автор сценария и режиссер
Руслан Салиев, автор сценария и режиссер
Как пришла идея снять фильм про национальные танцы? Почему именно танец?
Идея создать подобное кино родилась давно, ведь наши танцы — уникальное явление, разнообразное, самобытное, завоевавшее мир. Это была долгая и кропотливая работа большой и сплоченной команды.

Девять месяцев упорной работы, бессонные ночи, сомнения, мысли, желание снять фильм, который будет интересен зрителям во всем мире — такие желания и мечты сопровождали нас все время.

Думаю, мы посвятили этому проекту всех себя. Когда я смотрел старые архивные кадры, иногда по телу бежали мурашки, насколько великими были люди, которые творили с нами на одной земле всего лишь в прошлом столетии. Их истории — основа, наследие, гордость, которые очень хотелось рассказать, в особенности молодому поколению.
Расскажите о самом сложном моменте в процессе создания фильма и самом комичном эпизоде во время съемок.
Съемочный процесс сам по себе не бывает простым. Он связан с огромным количеством задач и сложностей, которые остаются за кадром и не видны зрителям.

Например, стоит отдать должное танцевальным коллективам, которым, ради красивых кадров, нередко приходилось работать в сложных погодных и локационных условиях.

Говоря о комичности, не могу припомнить, но однозначно, съемки проходили на позитивном вайбе, сплоченно и дружно, что очень немаловажно. Я называю это «командной химией», и, полагаю, что она у нас случилась.
Считается, что документальное кино развеивает национальные мифы. Какие мифы есть о национальном танце?
Современная документалистика сама по себе очень разнообразна. Этот жанр сегодня — отдельный вид киноискусства. К тому же в эпоху стилистического синтеза, многие грани стираются.

Но прежде всего, документальное кино - это про факты. Легенд, историй, мифов в нашем искусстве великое множество, в силу его древней истории. Что касается танцевального искусства, здесь одно не может существовать без другого.
Какое самое неожиданное открытие вы сделали во время съемок?
Одним из главных стало то, сколько еще сокровищ хранит наше узбекское танцевальное искусство и сколько выдающихся людей заслуживают, чтобы о них снимали отдельные полноценные фильмы. Возможно, наш проект станет мотивацией и для других фильм-мейкеров, которые продолжат двигаться в этом направлении.
реклама
Кямран Туйчиев, саунд-продюсер
Кямран Туйчиев, саунд-продюсер
Каково это, работать с таким богатым музыкальным материалом?
Работать с таким богатым музыкальным материалом — огромная честь и большая ответственность. Это абсолютно другой мир, находится в котором было одно удовольствие.
В фильме музыка очень гармонично переплетается. Как удалось найти правильный баланс между современным и классическим звучанием?
Сохранить правильный баланс между современным и классическим звучанием было не легко. Но когда над одним проектом работает классная команда единомышленников, то это гораздо проще. К тому же, все живые инструментальные партии были записаны с помощью больших профессионалов классической национальной музыки, с которыми мы советовались.

Важно было не уйти в ту или иную крайность и синтезировать все грамотно. С чем, мне кажется, мы справились.

Ритмика и концепция современных течений очень хорошо гармонирует с национальной музыкой. Поэтому в некоторых эпизодах сурнай сочетается с drum’n’bass, а мелизматика пения потрясающей Нодиры Пирматовой с ломаными ритмами хип-хоп музыки.
Марат Максуди, композитор
Марат Максуди, композитор
Расскажите о работе над этим проектом в качестве композитора
Для меня это редкий по своей художественной ценности проект. Ведь музыка и танец неотделимы друг от друга!

Я искренне рад, что в проекте участвовало так много наших талантливейших народных музыкантов-инструменталистов, которые, без лишней скромности, блеснули своим мастерством.

Это тот случай, когда вся творческая команда фильма работала с полной отдачей, на все сто. Мы понимали, что соприкасаемся с сокровищницей нашего искусства, искусства, которое у нас в крови.

А главное, как мне кажется, нам удалось показать, что узбекская народная музыка и танец не теряют своей актуальности сегодня: и в своём классическом виде, и в современной интерпретации.
«Тановар» прозвучал по-новому в вашем музыкальном исполнении. Многие зрители отмечают этот эпизод, как один из трогательных музыкальных решений. Как пришла мысль подать его именно в этой интерпретации?
«Тановар» — особенный танец и особенная музыка.

Я просто смотрел и слушал историю Мукаррам Тургунбаевой и ее «Тановара» и одновременно играл эту удивительную музыку. Раз за разом. И, когда я узнал, а главное — почувствовал весь смысл и эмоции, которые она вкладывала в этот танец, музыкальное решение родилось само собой.

В фильме замечательную фразу о «Тановаре» говорит Елена Кари-Якубова: «Этот танец так любим, потому что он помогает каждому понять, в чем-то, самого себя». Я с этим абсолютно согласен.
реклама
Сарвар Сабиров, оператор-постановщик
Сарвар Сабиров, оператор-постановщик
Многие отмечают яркую операторскую работу в фильме. В чем была особенность работы над этим фильмом с визуальной точки зрения?
Мне очень приятна высокая оценка зрителей операторской работы. Как и говорилось прежде, особенность этого проекта в командной работе. Еще задолго до начала съемок мы с режиссером детально обсуждали, как это будет выглядеть, понимали значимость современного представления наших национальных танцев. Съемочный процесс с BWG Production всегда очень творческий, это тоже влияет на вдохновение, когда все заряжены одной энергией.
Елена Кари-Якубова, консультант проекта
Елена Кари-Якубова, консультант проекта
В фильме проведена очень большая работа с историческими и архивными материалами. Насколько это важно для музыкального фильма?
Очень важно, ведь в первую очередь это документалистика, ведь фильм знакомит зрителя с историей зарождения узбекского сценического танца, с творчеством таких мастеров, как Юсуп Кызык Шакарджанов, Уста Алим Камилов, Мухитдин Кари-Якубов, Тамара Ханум, Мукаррам, Тургунбаева, Исахар Акилов, Лиза Ханум Петросова.

Это личности, определившие в свое время вектор развития современного танцевального искусства — легенда и достояние культуры Узбекистана.

Несмотря на то, что фильм не преследует цели быть научным пособием, творческой группой была проведена большая кропотливая работа над архивными материалами и поиском интересных исторических фактов, а художественная подача каждого исторического эпизода, как и современных танцевальных номеров тщательно продумана режиссером Русланом Cалиевым, музыкальный флюид саунд-продюсером Кямраном Туйчиевым, композитором Маратом Максуди, и все это воплощено командой профессионалов.
реклама