В город на велосипеде:
как ездить по Ташкенту, чтобы не было проблем
Запрет на передвижение по городу на автомобиле без стикера внес свои коррективы в ситуацию на дороге: велосипедистов стало ощутимо больше, а автомобилей осталось почти столько же, сколько было раньше. На тротуарах, во дворах, на дороге, в подъезда натыкаешься на "байкеров" буквально на каждом шагу. Порой это начинает раздражать, потому что новичков, которые недавно сели "за руль" и не знают, как нужно вести себя на дороге, больше, чем бывалых велосипедистов.

Наш редактор расскажет, какие правила ПДД существуют для велосипедистов, как не уставать при езде, зачем нужен шлем, как автомобилисты относятся к байкерам и как правильно катать по велодорожке.
Запрет на передвижение по городу на автомобиле без стикера внес свои коррективы в ситуацию на дороге: велосипедистов стало ощутимо больше, а автомобилей осталось почти столько же, сколько было раньше. На тротуарах, во дворах, на дороге, в подъезда натыкаешься на "байкеров" буквально на каждом шагу. Порой это начинает раздражать, потому что новичков, которые недавно сели "за руль" и не знают, как нужно вести себя на дороге, больше, чем бывалых велосипедистов.

Наш редактор расскажет, какие правила ПДД существуют для велосипедистов, как не уставать при езде, зачем нужен шлем, как автомобилисты относятся к байкерам и как правильно катать по велодорожке.
ПДД Республики Узбекистан
Давайте для начала разберемся, что государство говорит о байкерах на велосипедах и мопедах.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к Постановлению КМ РУз от 24.12.2015 г. №370.
28. Дополнительные требования к движению велосипедов и гужевых повозок, а также прогону животных.
Следующие правила соблюдать обязательно, ведь ПДД — не просто буквы в законе. Это полезные правила, которые делают поведение участников движения понятным и предсказуемым для других людей.

Настоятельно рекомендуем изучить правила дорожного движения полностью, потому что, покупая велосипед и выезжая на дорогу, вы становитесь полноправным участником дорожного движения с равной автомобилистам ответственностью.
Показать ПДД
165. Управлять велосипедом, гужевой повозкой, быть погонщиком вьючных или верховых животных при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.
166. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок, верховых и вьючных животных только по крайней правой полосе дороги по возможности правее в один ряд. Если не создаются помехи пешеходам, разрешается движение по обочине.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок, групп верховых и вьючных животных или стада при движении по проезжей части должны быть разделены на группы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и облегчающие их обгон.
167. Велосипед должен быть оборудован звуковым сигнальным устройством и иметь исправные тормоза. Для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета, сзади — световозвращателем и фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
168. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
169. Вне перекрестков, на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, велосипедисты и водители мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
ездить, не держась за руль или держась за руль одной рукой (за исключением случая, когда подается предупредительный сигнал перед маневром);
перевозить пассажиров (за исключением перевозки пассажиров в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками);
перевозить груз, который выступает более чем 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
двигаться по проезжей части дороги при наличии велосипедной дорожки;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами (за исключением буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом).
реклама
Зачем нужен шлем?
В приложении к ПДД сказано, что без шлема по дороге передвигаться нельзя только на мопеде. Значит ли это, что велосипедисту шлем не нужен? Вопрос риторический, потому что те, кому важна целостность своей головы, даже не будут сомневаться и приобретут шлем вместе с велосипедом.

Даже тот, кто думает, что сможет кататься медленно и аккуратно со скоростью не выше 10 километров в час только по тротуарам, не застрахован от других велосипедистов и водителей, которые спокойно разъезжают по тротуарам. Стоит шлем недорого — от 130 000 сумов. При этом большинство байкеров на дорогах Ташкента ездят без него. Причин много:
шлем неудобный — мешает ехать, давит, сползает;
в шлеме жарко — потеет голова, чешется лоб или затылок;
под шлемом портится прическа;
шлем — это дорого;
в шлеме я выгляжу глупо и другие.
Современные шлемы довольно легкие — от 150 граммов, есть модели разных размеров и форм. Чтобы шлем не мешал, не давил и не сползал, всего-то нужно правильно подобрать его по размеру головы — выбор в магазинах большой.

Жарко? Ношу шлем и скажу, что, даже учитывая мои густые волосы, голова потеет только в сорокоградусную жару днем. У меня полуспортивный "шлем-корзинка", который отлично подойдет для езды по городу. Его отверстия специально разработаны для того, чтобы пропускать воздух и проветривать голову. А для тех, кто жары не боится, существуют гладкие шлемы с козырьком.

Касательно прически: если правильно подобрать размер шлема, внутренняя часть будет плотно прилегать к волосам, что не только не испортит прическу, но и сохранит ее от встречного ветра и избавит вас от растрепанных волос.

Хороший шлем от Giro, Lazer и других именитых брендов стоит дороже — $50-80. И все же, это не повод не думать о своей безопасности. На первое время можно приобрести китайский аналог за $10-15, но при первой же возможности бегите в магазин за качественным шлемом. Не экономьте на своей безопасности.

Давайте разберемся, какие шлемы бывают и чем они отличаются:
реклама
Что сделать, чтобы не уставать?
Во-первых, необходимо правильно отрегулировать велосипед. От первоначальной настройки байка зависит не только то, насколько сильно вы будете уставать во время езды, но и то, будут ли болеть ваши суставы в будущем. Всего одна грамотная регулировка, которая не отнимет много времени, подарит вам комфортную езду на несколько лет вперед. Лучше всего за настройкой обратиться к профессиональному веломастеру. Впрочем, если прям сильно хочется все сделать самому и уверены в себе, по ссылке можете ознакомиться с подробной инструкцией.
Байк настроили, отлично. Но, чтобы с комфортом передвигаться на далекие расстояния, необходимо еще кое-что. Перейдем к советам профессионалов, проверенных на практике:
Высота сидения должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при самом нижнем положении педали ваша нога выпрямлялась полностью;
Положение руля должно быть таким, чтобы спина не была сильно согнута. Прямая спина — тоже не лучший вариант. Для длительных переездов подойдет среднее положение;
Не берите с собой лишних вещей, ведь даже обычная кофта в рюкзаке спустя пару десятков километров может начать мешать;
Выберите комфортную для вас передачу. Те, кто постоянно ездит, обычно не используют даже половины скоростей своего велосипеда. Опытные велосипедисты постоянно ездят на двух-трех скоростях, обычно наиболее быстрых;
Равномерно расходуйте свои силы. Часто неопытные велосипедисты начинают сильно гнать в самом начале пути, в итоге, спустя пару километров, они уже не состоянии поддерживать взятый изначально ритм и сил на оставшийся путь уже не остается;
Выберите свой темп и старайтесь его придерживаться. Если во время длительного путешествия начать истерично переключать скорости, пытаться ехать то медленнее, то быстрее, вы лишь измотаете себя и быстро устанете. Пытайтесь ехать с одной постоянной скоростью, таким образом вы войдете в ритм и будете ощущать себя наиболее комфортно;
Не останавливайтесь и не отдыхайте слишком часто. При длительном переезде важно сохранять ритм и постоянную скорость. Частые передышки приведут к быстрому утомлению мышц;
Старайтесь не пить воду во время езды и не кушать плотно перед тем, как сядете "за руль";
Самое сложное в поездках на велосипеде — это преодоление длительного подъема. Потери темпа и скорости не избежать, поэтому по-возможности сохраняйте скорость и инерцию, а в особо сложных местах вставайте с сидения, используя массу своего тела;
Чтобы дать отдых мышцам профессиональные велосипедисты в момент наибольшей усталости меняют положение ноги на педали, давя некоторое время пяткой, потом носком (большую часть времени нужно давить носком);
Для борьбы с одышкой лучше всего дышать максимально ритмично. Например, вдох на два оборота педалей, после аналогичный выдох. В итоге, даже простое сосредоточение на этом, позволит привести дыхание в норму;
Если вы отправитесь в поездку в компании после карантина, изначально договоритесь придерживаться одной общей скорости, чтобы никто ни за кем не гнался.
реклама
Этикет с автомобилистами
Большая часть водителей Ташкента думает, что велосипедист = опасность, потому что они не знают, чего ожидать от нас на дорогах общего пользования. Это большая проблема, потому что из-за недопонимания между участниками движения создаются неприятные ситуации: водитель может "поддеть" велосипедиста бампером, райдер — "подрезать" автомобиль, а некоторые наиболее обидчивые велосипедисты бьют зеркала заднего вида, после чего скрываются в переулках. Такое поведение недопустимо в обществе и ситуацию можем изменить только мы сами. Вот несколько советов для байкеров и водителей:

Велосипедистам:
Держитесь максимально правее в правой полосе или передвигайтесь по выделенной велодорожке, если она в наличии;
Надевайте шлем и наколенники для минимизирования травм в случае ДТП;
Оснастите байк фонарями и отражателями, чтобы быть заметным ночью и вечером;
Обязательно показывайте знаки перестроения, поворота, торможения и по возможности благодарите кивком за то, что вас пропустили;
Не слушайте музыку в наушниках во время езды;
Старайтесь всегда двигаться с одной и той же скоростью;
На перекрестках будьте особо бдительны;
Обращайте внимание на знак, разрешающий поворот направо, а иначе вас могут сбить;
Двигайтесь ровно, по прямой траектории, без виляний вправо-влево;
Приучите себя во время движения в потоке не объезжать небольшие препятствия и ямы на асфальте: если вы резко повернете в сторону, вас могут попросту сбить или, того хуже, автомобиль повернет следом за вами и создаст опасную ситуацию;
Всегда оборачивайтесь до, а не после того, как повернуть;
Никогда не проезжайте перекресток на красный — даже если кажется, что машин нет;
В случае, если вас подрезал водитель или, как вам кажется, не пропустил там, где должен был, не мстите — это того не стоит;
Никогда не ездите по "встречке" — вы мешаете и водителям, и другим велосипедистам. Также есть большой риск столкновения с выезжающим автомобилем;
Старайтесь переходить дорогу пешком — так безопаснее;
Не гоняйтесь с водителями автобусов. Да, некоторые из них сами не прочь погонять, но не стоит этого делать;
Если вы новичок, объезжайте автобусы на остановках по тротуару или остановитесь и подождите, пока автобус уедет;
Держите руль обеими руками;
Во время часа пик объезжайте пробку по правой полосе справа от машин очень медленно и аккуратно — в любой момент может открыться дверь автомобиля;
Не подъезжайте близко к большегрузам, потому что слепые зоны у них больше, чем у любого другого автомобиля.
Водителям авто:
Не "подрезайте" велосипедистов;
Старайтесь парковать автомобиль максимально близко к обочине;
Не паркуйтесь на велодорожке;
Помните, что велодорожка только для велосипедистов;
При обгоне не "прижимайте" байкера к обочине.
Перед тем, как вы или ваш пассажир откроете дверь, стоя на обочине дороги, проверьте, нет ли велосипедиста позади автомобиля;
Всегда включайте поворотники и ближний свет заранее;
Соблюдайте полосу, в которой едете и перестраивайтесь аккуратно, смотря в зеркала;
По возможности, не ездите быстрее сорока километров в час в правой полосе;
Не сигнальте велосипедистам — это может только напугать, что, в свою очередь, может привести к ДТП;
И главное: соблюдайте правила ПДД, будьте всегда начеку и уважайте других участников движения.
реклама
Что с велодорожками в столице?
"Пока не будет нормальных велодорожек в стране, мы будем продолжать ездить по дорогам на свой страх и риск. Потому что на дороге больше места, лучше асфальт и мы не мешаем пешеходам, которые ходят по выделенным для велосипедистов зонам" — участники Велосообщества Узбекистана.

Проблему неразвитой велоинфраструктуры столицы отлично осветила корреспондент Gazeta.uz Сабина Бакаева. Пока у райдеров не появится отдельная, выделенная и огражденная полоса на дороге, проблема не решится. Но как катать, пока мы ждем этого?
Помните, в местах, где на тротуаре присутствует разметка для движения велосипедов, запрещено двигаться по дороге;
Купите сигнальную систему;
Если пешеход двигается по велодорожке, вежливо попросите его сойти на тротуар — не обгоняйте его;
Часто по велодорожкам двигаются матери с колясками и детьми — не ругайтесь с ними, ведь можно вежливо поговорить;
Будьте терпеливы, если вам мешает двигаться дальше пожилой человек;
Завидя детей на тротуаре, сбавьте скорость и прижмитесь к противоположной стороне — ребенок может в любой момент побежать куда угодно.
Надеемся, что вам помогут наши советы и грамотно катающихся райдеров в столице станет больше.

Отдельная благодарность Искандару Ахмедову, администратору Велосообщества Узбекистана.
Велосообщество Узбекистана — комьюнити, в котором всегда рады помочь советом новичкам, услышать что-то новое от профессионалов, обсудить наболевшие темы (те же велодорожки) и поделиться своими достижениями.
Материал подготовил Никита Петров.
Информация действительна на дату публикации.
5 августа 2020.
реклама