Счастливые нищие
Фейерверк юмора и эмоций, прекрасная энергетика — все это о спектакле «Счастливые нищие», поставленному по мотивам произведения итальянца К. Гоцци. Кажется, что сюжет действа незамысловат: как в хорошо знакомой с детства сказке однажды король переодевается нищим, надевает маску, чтобы повидать мир, узнать, что происходит в его королевстве и за его пределами. А в это время трон узурпирует коварный злодей Муздафер, который, получив власть становиться жестоким диктатором. Конечно же, не обошел спектакль стороной и любовь — сразу несколько историй рождаются на протяжении действа.
Сказочная фьяба, сплетение итальянской комедии масок и узбекских уличных представление масхарабозов: в «Нищих» смешаны культуры, эпохи, языки. «В Самарканде скоро рассвет, в Москве три часа ночи, а на Гудзоне — полночь» — где мы? Вот он, Карнавал в Венеции, а вот вокзал Самарканда, а может на самом деле это — Вавилон? Постановка, на первый взгляд комедийная, но если всмотреться пристально, то сквозь смех и шутки видны и философские мысли, и острая сатира, и порывы человеческой натуры, рождающиеся из самых глубин души.
Действие происходит на вокзале города Нью Самарканд. Здесь, на пересечении дорог и судеб проживают свою, так похожую на нашу, жизнь герои и рассказывают свои истории.
Хотя реальным именам и людям спектакль предпочитает вымышленных героев, все находящиеся в зрительном зале узнают в персонажах кого-то до боли знакомого, да и ситуации, в которые попадают герои, напоминают сценки из нашей же повседневной жизни. Но рассказывая вроде бы обыденном, история пропитана чудом. Маски живы, они не бездушны, каждая оживает, обретает свой характер, черты и судьбу. Спектакль всегда разный, он всегда в движении — он меняется, впитывает и интерпретирует происходящее в реальном мире, может быть, именно поэтому он так близок и понятен каждому.
Язык его — не только слово, но и бешеная игра актеров, прежде всего то очарование, благодаря которому для зрителей невозможное становится реальным. Главный отрицательный персонаж Мудзафер жаден, глуп и коварен, но одновременно с этим притягателен своей страстью к жизни, ко всем ее радостям, царь Узбек, повидавший разное за годы, проведенные в скитаниях, но сохранивший силу духа и веру. И целая плеяда ярчайших образов: вот бывший солдат, а ныне глуповатый бродяга Саэд, который преображается на глазах, недалеко аж целых два Труффальдино, страдающий купец Тарталья, толстяк Панталоне, сонм прекрасных женских образов: Розалинда, Смеральдина, Дземруда.
Для меня «Счастливые нищие» в первую очередь сказка, которая позволяет хотя бы на некоторое время стать ребенком: беззаботно хохотать, искренне сопереживать героям и бесконечно верить в любовь, дружбу и хэппи энд, а выйдя на улицу предаться легкой грусти, ведь на самом деле, как и в спектакле «За это вас прошу я об одном. Молитвы к небу с жаром вознесите. За нас и за себя богов молите. Чтоб ниспослали мудрость и уменье снять с истины покровы. Правосудие и мир вернуть в несчастную страну и счастье дать всем подданным, что как детей мы любим».