Шахматная партия против судьбы. Обзор мини-сериала «Ход королевы»

Опубликовано· 4 605
Шахматная партия против судьбы. Обзор мини-сериала «Ход королевы»

Разбираем историю про шахматы не о шахматах в очередном проекте Netflix, покорившем миллионы сердец.

Прежде чем начать разбор сериала, который я просмотрел на одном дыхании всего за одну ночь, давайте пробежимся по его заслугам:

  • «Ход королевы» установил рекорд по просмотрам: с момента премьеры проект включили более чем с 62 млн. аккаунтов.
  • Сериал признан самым популярным на Netflix среди мини-проектов.
  • Роман Уолтера Тевиса, на основе которого был снят сериал, спустя 37 лет после публикации стал бестселлером The New York Times.
  • С момента выхода сериала запрос «Как играть в шахматы» в Google увеличился в семь раз.
  • Я изменил свои взгляды касательно актерского мастерства Ани Тейлор-Джой в лучшую сторону.
  • Мировое сообщество шахматистов оценило сериал по достоинству.

Начнем с того, что все что было показано на экране — это художественный вымысел, основанный на собирательном образе, предположительно Бобби Фишера. Если вам не знакомо это имя, то это не проблема, потому что после просмотра финальной серии, поверьте, вы будете гуглить о шахматном мире абсолютно все.


События сериала разворачиваются в 1950−60 гг. прошлого столетия в США. В центре сюжета — осиротевшая девочка Элизабет Хармон. Попав в приют, Бет обнаруживает в себе невероятный талант к игре в шахматы, а становясь взрослее — также пытается бороться с наркотической и алкогольной зависимостями. Режиссер Скотт Фрэнк применил к проекту излюбленный трюк современного кинематографа, а именно: заполнил хронологию флешбэками, чтобы добавить ясности. И раз я заговорил о режиссуре, то сразу стоит оценить его работу — 10/10.

«Ход королевы» — один из немногих сериалов, который оправдал современную тенденцию стриминговых сервисов — выкладывать все серии разом. Просматривая одну серию за другой, разум просто отказывался прерываться.


Успешный мини-сериал в моем случае — это полноценный фильм, который можно посмотреть целиком за один присест. А его изюминкой выступил непрерывный интерес и постоянное напряжение, вынуждающее предугадывать следующий ход, будь то игра в шахматы или действия героев. Почти каждый раз я думал, что натыкаюсь на очередное клише, и оказывался неправ. Было даже немного обидно…

Так о шахматах ли эта история? Ответ и да, и нет. Шахматы — изящное прикрытие современной драмы, которая без сомнений будет красоваться в мотивирующих подборках. Прежде всего, это непримиримая борьба с устоявшимся мнением, судьбой и самим собой.


Для главной героини шахматная доска это не просто 64 клетки, это целый мир, который она контролирует и подчиняет. Единственный мир, в котором она чувствуют себя в безопасности. И в неудачах, которые раз за разом подталкивают ее к эмоциональному срыву, можно винить лишь себя, чего не скажешь о мире вне шахматных партий.

Несмотря на интересный сюжет, главной особенностью сериала является именно его красота. Графика и операторская работа архипотрясающие. Декорации, костюмы, грим и даже прически (!) — чуть ли не произведения искусств. Блюр и слегка зернистый эффекты наилучшим образом дополнили атмосферу тех времен.


Хочется выделить даже свет, который ни капли не отвлекал от просмотра и совсем не напрягал глаза. Поэтому категорически не советую смотреть «Ход королевы» даже на экранах ультрасовременных смартфонов. Ну или хотя бы говорите всем, что смотрели сериал на большом экране, так, как это делаю я.

Теперь поговорим о том, что меня поразило больше всего. Netflix, конечно, удивил отсутствием обилия фанатично-толерантных сцен, но об этом чуть позже. Аня Тейлор-Джой! Актриса стала для меня невероятным открытием в данном проекте. Роль главной героини в ее исполнении выполнена изумительно.

Так, как она отыгрывала то разбитую, то устрашающую девушку не может не восхищать. А ее взгляд, как отдельный элемент успеха сериала — заслуживает «Оскара». Что насчет остальных актеров и их персонажей, то они более-менее вписались в картину, но на достаточно рядовом уровне.


Вот я и добрался до того момента, о котором изначально не хотел писать. Но долг беспристрастного зрителя обязывает, поймите правильно. Назвать сериал с ног до головы женским — не возьмусь. Но привкус сахарной пудры для феминистического печенья усиливался с каждой серией.

Почти все персонажи мужского пола в сериале (да простит меня небинарное общество) — редкостные козлы. С другой стороны, порадовало то, что русских сыграли не афроамериканцы. И мизерное (не навязчивое, как это обычно бывает) присутствие ЛГБТ представителей ничуть не расстроило, а напротив — удивило грамотным внедрением в сюжет.


Без минусов конечно не обошлось, но все они меркнут на фоне сценария, актерской игры и режиссуры. Отмечу лишь несколько чересчур пафосных сцен, образ босса-молокососа (посмотрите и поймете, кого я имел ввиду), и отсутствие должного внимания зависимости главной героини.

На выходе получаем отличный сериал, который уже успел навести фурор благодаря качественно проделанной работой как в кадре, так и за его пределами. Вдохновляющая часть проекта — его главное оружие. А потрясающий визуал и драматичная составляющая заставят вас еще долгое время восхищаться увиденным. Несомненно рекомендую к просмотру!


Проект «Ход королевы» консультировали Гарри Каспаров, под руководством которого разрабатывались партии, и Брюс Пандольфини.

Автор: Тимур Усманов
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»