Мы это уже видели: обзор мультфильма «Судзумэ, закрывающая двери»
Макото Синкай отлично интегрирует свои эмоции, связанные с катастрофой 11 марта 2011 года, но мы это поняли ещё в двух прошлых проектах.
Ну что ребят, аниме? Любимый многими аниме-режиссёр Макото Синкай возвращается со своим новым хитом «Судзумэ, закрывающая двери». Это уже третий мультфильм, где чувствуется, как катастрофа 11 марта 2011 года в Японии оказала большое влияние на режиссёра, ведь он цитировал тот ужасный день, как источник вдохновения в двух последних мультфильмах — «Твоё имя» и «Дитя погоды».
Скажу сразу, я люблю и уважаю аниме. Не то чтобы я смотрел все хиты, но что-то я смыслю. И я просто обожаю «Акиру» Кацухиро Отомо, «Призрака в доспехах» Мамору Осии и «Принцессу Мононоке» Хаяо Миядзаки. Это было проговорено, чтобы вы понимали мои основные ориентиры на поприще аниме и почему мне не понравилась «Судзумэ». Да, она мне не понравилась. Скоро всё объясню.
Синопсис: 17-летняя Судзумэ живёт в тихом городке на острове Кюсю. Однажды она встречает молодого путешественника, который ищет местные руины. Дав ему ориентиры, она приходит в школу, но незнакомец не выходит из её головы. Пустившись на поиски парня в те самые руины, она находит странную дверь, открывает её и видит потусторонний мир, в который не может попасть. Необдуманный поступок очень скоро даёт свои плоды — в наш мир начинают попадать стихийные бедствия и вскоре загадочные двери открываются по всей Японии. Чувствуя вину за произошедшее, Судзумэ отправляется в путешествие, чтобы закрыть все двери.
Начну с главного: Маэстро Синкай знает своё дело в анимации. Его стиль очень завораживающий и по-настоящему сказочный. Каждый детализированный кадр можно пускать на обои для рабочего стола. А его цельный микс компьютерной графики и традиционной анимации вообще не вызывает раздражения, что крайняя редкость.
Ещё до выхода начальных титров, «Судзумэ» ныряет с места в карьер. И если вы отключаетесь и просто наслаждаетесь мультфильмом, то вас ждёт стопроцентное попадание в сердце. В моём случае, всё было иначе.
Извиняюсь за небольшие спойлеры, но это нужно проговорить: во-первых, главную героиню преследует смерть матери, которая связывает её с альтернативной вселенной за магическими дверьми, но как эта потеря повлияла и продолжает влиять на Судзумэ? Ответа нет. Во-вторых, Сота, превратившийся в детский стульчик. Он, несомненно, забавен, но мы так мало узнаем о мотивах его путешествия, что трудно смириться с серьёзностью его положения в мультфильме.
Мне показалось, что «Судзумэ» растрачивает своё время в пустую и это при вышеописанной скорости повествования. В основе мультфильма лежит история о человеческом духе, проявляющим стойкость. Для меня, это картина о людях, которые объединяются вместе во времена бедствий. Но зачем тратить наше время на пение в караоке? Как эти сцены влияют на финальный акт? Как они должны усиливать его?
Аниме — это та вещь, которая частенько вбрасывает такие сложные вопросы, на которые не сразу получится найти ответ. Нужно посидеть, подумать, но не додумывать, как с «Судзумэ». Этим мне и нравится японский подход к мультфильмам. И Синкай отлично интегрирует свой страх в свои же проекты. Этого у него не отнять, но мы это поняли ещё в «Твоём имени».
«Судзумэ» вызывает сладко-горький резонанс. Проявляется он в шикарной анимации, но зачем нам очередная тема экологической катастрофы в контексте безумно сентиментального подросткового фэнтези? Возможно, Синкай слишком буквально воспринял слова фанатов в стиле «хотим ещё».
Возможно, это просто очередная попытка справиться со своими эмоциями по отношению к национальному горю 11 марта. Но, пришло время сделать что-то новое. Пора отпустить и забыть, как Эльза.
Я понимаю, что мультфильм делал ваш любимый Синкай с командой профи, чью работу по достоинству оценили уже миллионы зрителей по всему миру. Но, докапываюсь я, потому что как раз таки понимаю, кто стоит за этим аниме. Что может быть в разы лучше.
Тем не менее, в глубине души это оптимистичная и яркая история. Не зря она прогремела на родине и ушла в широкий мировой прокат, что аж до нас дошло. Но, если вы ждёте чего-то нового… я думаю, вы поняли, что этому не бывать. И я понимаю фанатов Синкая. Его сентиментальные проекты пока не приелись. Не понимаю я фанатов «Форсажа» и «Трансформеров», но поговорим мы об этом 18 мая и 8 июня.