Как построить мост через семейную пропасть: обзор фильма «Финикийская схема»

Это не лучший фильм Уэса Андерсона и не повторение успеха «Отеля „Гранд Будапешт“», но, пожалуй, это его самое человечное высказывание за последние лет восемь.
Большой поклон отечественным прокатчикам за то, что завезли новый фильм Уэса Андерсона чуть ли не сразу после премьеры на Каннском фестивале. И выдыхаем, после визуально безупречного, но эмоционально отстраненного «Города астероидов» и не совсем понятного «Французского вестника», Андерсон возвращается с работой, где на удивление снова можно что-то почувствовать. Да, это все еще старый добрый Уэс: разрешение 4:3, строгая симметрия, сплошной винтаж и местами странные диалоги. Но на этот раз за стилистической ширмой прячется не только концепт, но и живые чувства.
Жа-жа Корда — промышленник и капиталист до мозга костей. После очередного покушения он внезапно решает подумать о будущем и передать бизнес своей дочери Лизель. Проблема в том, что с Лизель он вообще никак не общался и постарался, чтобы она стала монахиней. Да и сама Лизель не очень-то и любит папашу, так еще винит в смерти матери. Тем не менее Жа-жа приглашает дочь поучаствовать в разработке грандиозного инфраструктурного проекта — той самой «Финикийской схемы». Цель — убедить знакомых инвесторов вложиться в мегапроект в вымышленной Финикии.
Если очень кратко, то у Андерсона получилась смесь шпионской комедии, семейной драмы и «Монополии» с элементами приключений. И в лучших традициях новый фильм Андерсона отличается впечатляющим актерским составом: Бенисио дель Торо, Миа Триплтон, Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс, Бенедикт Камбербэтч, Билл Мюррей, Джеффри Райт, Майкл Сера, Руперт Френд, Уилем Дефо и другие.
К счастью, «Финикийская схема» — это не только шикарный каст и сложные экономические махинации, но и попытка двух упрямых людей выстроить хоть какой-то контакт. Миа Триплтон в роли Лизель — сдержанная, наблюдательная, местами язвительная. Бенисио дель Торо в роли Жа-жа — ходячий эгоцентризм в дорогом пиджаке. И смотреть, как они постепенно находят общий язык, на удивление приятно, смешно и трогательно. Дуэт Дель Торо и Триплтон — настоящая находка.
Все остальные появляются мимолетно, хоть их роли важны для истории: говорят быстро, смотрят в камеру и ведут себя как персонажи театральной постановки в идеальном мире, где даже террористические группы способны вызвать симпатию. Особенно выделяется Майкл Сера своими юморесками с неожиданным перевоплощением ближе к концу.
Возвращаясь к тем самым «чувствам», озвученным в начале: в фильме присутствует подтекст — от критики жадности и корпоративной власти до размышлений о смерти. Жа-жа, в буквальном смысле, побывавший «между мирами» после шестого по счету покушения, начинает задумываться, а не зря ли он вообще жил. И хотя он по-прежнему махинатор и бесстыдный игрок, его путь к честной сделке с дочерью — это и есть сердце фильма.
Картинка, как всегда, кристально вылизана. Архитектура, цветовая палитра, костюмы — каждая сцена как открытка с шикарной типографикой. Но, в отличие от последних работ Андерсона, здесь все это служит истории, а не отвлекает от нее. Мир «Финикийской схемы» — это старая и добрая выдуманная реальность Уэса, но где корпорации строят железные дороги по прихоти, а важные переговоры можно решить игрой в баскетбол.
«Финикийская схема» — это не лучший фильм Андерсона и не повторение успеха «Отеля „Гранд Будапешт“», но, пожалуй, это его самое человечное высказывание за последние лет восемь. Как фанат его творчества, зазываю на фильм всех любителей авторского, но при этом легкого кино, и особенно тех, кто соскучился по «Королевству полной луны» и «Семейке Тененбаум».
