Гармония насилия: почему «Балерина» — лучший спин-офф года

Опубликовано· 631
Гармония насилия: почему «Балерина» — лучший спин-офф года

Такие фильмы нужны кинематографу, просто чтобы разрядиться после тяжелого дня.

Какой же это был долгострой. «Балерина» разрабатывалась аж с 2017 года, но снимать начали только в 2022. Так еще после тестовых просмотров проект приняли негативно, но его не бросили на произвол судьбы и перенесли премьеру на год из-за пересъемок, в чем помогал сам Чад Стахелски, режиссер всех четырех частей «Джона Уика». И знаете, получилось достойно.

Пятый фильм франшизы «Джон Уик» рассказывает о Еве — балерине из синдиката Ruska Roma, где когда-то числился сам Уик. Когда она была еще крохой, ее отца убил некий культ, чьи последователи носили шрамы в виде креста на руке. Повзрослев и натренировавшись, Ева решает найти убийц отца и отомстить. У нее на пути — армия злодеев, сомнительные союзники, случайные предательства и, конечно, личная травма, которую можно проработать только через два десятка убийств.

Темы мести, боли и семейной драмы здесь просты. Сюжет вообще не хватает звезд с неба, как это было и в прошлых фильмах. А мифология вселенной убийц практически не расширилась. Намекнули лишь на то, что «Баба Яга» — это не просто кличка, а статус, или даже звание в синдикате. А Ева в какой-то момент становится «Кикиморой».

В остальном, нас ждут классические для серии атрибуты: сеть отелей «Континенталь», импозантные продавцы оружия, знакомые персонажи в лице Уинстона (Иэн МакШейн), Харона (Лэнс Реддик в своей последней роли) и Джардани Йовоновича… то есть Джон Уик (Кианушка Ривз). И, что важно, Уинстон и Уик не только склеивают историю с каноном, но играют достаточно важные роли в сюжете. Еще на огонек заскочет Норман Ридус (Дэрил из «Ходячих мертвецов») и скажем так: он исчезнет так же быстро, как и во всех других фильмах, где у него есть второстепенная роль.

Что до нашей главной героини — Ана де Армас, которая шикарно показала себя в одной из частей «Джеймса Бонда», сумела удержать статус боевой дамы. Да, она не такая живая и задорная, как в «Не время умирать», но в «Балерине» предстала в лучших традициях франшизы: молчаливая, решительная, эмоционально сдержанная и, главное, хладнокровно-убийственная.

Сражения поставлены с изяществом и большим количеством крови… сцена с гранатами в оружейном бутике — мое почтение. Конечно, это не absolute cinema, как замес с огненным дробовиком в четвертой части, но добавление расчлененки в спин-офф, играет по новой на эмоциях. Хореография — в лучших традициях франшизы: гибрид восточных единоборств, уличной драки и тотальной неконтролируемой агрессии. Режиссер Лен Уайзман (тот самый, что сделал «Другой мир» таким стильным и зубастым) пытается выжимать максимум из каждого кадра и тут становится интересно, что именно не понравилось тестовой аудитории, что вырезали из фильма, а что добавил сам Стахелски.

«Балерина» балансирует между уважением к «Уик-вселенной» и попыткой сделать что-то свое, но без кардинальных изменений в формуле. Например, если к Уику стягивалось множество убийц из разных кланов, то в «Балерине» Ева сама заявляется в целый город из одних только культистов, которых нужно аннигилировать. В отличие от Джона, Ева не пытается убежать от прошлого — она идет ему навстречу, с огнеметом в руках (тоже классная сцена). И если Уик — это дзен с пистолетом, то Ева — это очень привлекательный и огненный шторм, который, несмотря на свою миниатюрность, может дать такого леща, что мало не покажется.

По итогу, что работает? Ана де Армас, экшн-сцены с расчлененкой, мрачная и неоновая эстетика, появление Уика. Что не работает? Сюжет, который сводится к «меня обидели — я вас всех убью», диалоги уровня «Форсажа» и недосказанность в мифологии. В моем случае, самым бестолковым и бредовым остается третий фильм франшизы. Я его ненавижу. И забыл упомянуть: помните тот самый шикарный саундтрек от Le Castle Vania, что до сих пор живет в наших плейлистах? Сам исполнитель остался, но весь драйв композиций ушел на покой.

«Балерина» — это не великое кино. Она даже не лучшая в серии. Но это приличное развлечение и, пожалуй, один из лучших спин-оффов, что вообще выходили. Кровавый, стильный, местами безумный. Создатели фильма не пытались изобретать велосипед — и это, как ни странно, пошло фильму в плюс. Протагонист здесь новый и в отличие от многих героев жанра, не просто повторяет путь мужчины, а топчет его в своих пуантах.

Создатели понимали, что даже если «Балерина» не окупится, то репутационный ущерб может сыграть более злую шутку на дистанции. Собственно поэтому затраты на перенос с переработками были правильным решением. В грязь не ударили, франшиза идет дальше — и хорошо. Далее нас ждет пятая часть в основной линейке фильмов, аниме-приквел и спин-офф про слепого Каина из четверки. Главная задача — просто сделать красиво, без сложного или перегруженного сюжета. Такие фильмы нужны кинематографу, просто чтобы разрядиться после тяжелого дня.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Подпишитесь на наш Telegram