Заразительно хорош: зачем смотреть «28 лет спустя» даже тем, кто боится зомби

Дэнни Бойл и Алекс Гарленд не просто возвращаются к своему легендарному миру — они перезапускают его с апгрейдом по всем фронтам: визуально, идейно и эмоционально.
Помните 2002 год? По радио звучит Without Me Эминема, по телевизору показывают «Телепузиков», Бонда играет Пирс Броснан, а в кино внезапно выходит «28 дней спустя» за режиссурой Дэнни Бойла и авторством Алекса Гарленда. Фильм взорвал не только жанр, но и представление о зомби: они оказались не вялыми хромоножками, а бешеными спринтерами с пеной у рта. Так еще все это было приправлено политическим подтекстом: где военные — не спасение, а угроза; где вирус Ярости — метафора психоза, мгновенной утраты человеческого, заражения страхом и истерией. Это все еще один из самых влиятельных хорроров 21 века.
Потом был 2007, «28 недель спустя» Хуана Карлоса Фреснадильо, и он уже чувствовался как голливудский продукт, с бесконечной мясорубкой, бравыми американцами и абсурдным сюжетом. И судя по сказанному в триквеле, финал второй части с Парижем никак не поменял геополитическую обстановку. Франция и весь остальной мир не подверглись заражению, поэтому «недели» можно уже не считать каноном. Но, пару кадров от туда промелькнет, как дань уважения.
И вот 2025, «28 лет спустя» выходит в прокат, тут же вписывает себя в историю как absolute cinema и чистейшее воплощение творческого почерка Бойла и Гарленда. Поэтому, если вы фанат именно «недель», то прочитайте сначала обзор. В остальном, рекомендую прямо сейчас бежать в кино. Оно того стоит. Бойл и Гарленд не просто возвращаются к своему легендарному миру — они перезапускают его с апгрейдом по всем фронтам: визуально, идейно и эмоционально.
Наверное, все уже слышали про это, но на всякий случай напомню: Бойл использовал iPhone 15 Pro Max как основную камеру. В ходу также дроны, и традиционные камеры, и экшн-камеры. И вся эта прокачка в виде экспериментальной гибридности создает ощущение, что угроза сгущается со всех сторон, а ты — как муха в паутине. А моменты убийств зомби с эффектом остановки времени и углом обзора 180 градусов — мое почтение.
Инфицированные тоже прокачались и получили новые формы. Не буду спойлерить, но гарантирую — будет жутко. Кажется, Гарленда вдохновили видеоигры. А его сценарий снова злободневен и ядовит. Это одновременно и метафора на Brexit, и флешбеки по COVID-изоляции, а также размышления о природе страха и смерти, взросления и борьбы за прошлое вместо будущего. Также вас ждет несколько очень интригующих сюжетных вбросов, которые вызовут большие вопросы по происходящему в этой вселенной. Во всем этом великолепии идей Гарленда есть одна странность — концовка. Более неадекватной и старнной вещи я давно не видел, но при этом она не смогла перечеркнуть все достоинства фильма.
Вообще, картина, при всей своей внешней агрессии и жести (сцена родов будет сниться мне в кошмарах), на удивление нежна и красива. Чувствуется, что Гарленд повлиял на режиссуру Бойла или просто был его сорежиссером, так как меня не покидало ощущение, что я смотрю «Род мужской». В общем, фильм в движении — это Бойл, а в статике — Гарленд.
Что касается «нежности», то картина не про попытку выжить, а сохранить связь, даже если вокруг сплошной ад. И тут на сцену выходит Джоди Комер, как самая человечная часть фильма. Она не просто болеет, она — мост между миром, который был, и тем, что остался. Не менее привлекателен Рэйф Файнс в роли слегка странного врача-отшельника. Да даже Аарон Тейлор-Джонсон при всей неоднозначности своего персонажа вызывает чувство сопереживания и сожаления. А Алфи Уильямс в роли сына Аарона и Джоди крайне убедителен для своего возраста. Его юный взгляд на мир идеально подходит для аудитории, которая заново привыкает к обстановке, опустошенной вирусом.
Закончим саундтреком. Это вынос всего. Эмбиенты, шотландские народные мотивы и тревожный поп, созданные талантливой группой Young Fathers, ярко подчеркивают моменты адреналина и кома в горле. И, к сожалению, та самая легендарная композиция Джона Мерфи не прозвучит в фильме. Очень трудно осознавать это, но, видимо, на это были причины.
Итог: пока другие сиквелы повторяют одни и те же ошибки, «28 лет спустя» — это редкий пример кино, у которого есть ум, душа, четкие стиль и позиция. Это не блокбастер, который хочет сорвать кассу. Это кино, которое хочет остаться в голове и сделать там беспорядок. Сиквел, которого мы не ждали, но теперь боимся забыть. Эта первая часть запланированной трилогии демонстрирует, что у Бойла и Гарленда все еще много свежих идей для захватывающего времяпрепровождения.
Ждем уже заявленное продолжение с подзаголовком «Храм из костей», которое выйдет в следующем году. Снимет его Ниа ДаКоста — режиссер проходного «Капитана Марвел 2», но сценарий снова напишет Гарленд, а Бойл выступит продюсером. И хоть в триквел не завезли Киллиана Мерфи, нам пообещали его в следующей части.
