Pixar на автопилоте: обзор мультфильма «Элио»

Проект выглядит как блокбастер, снятый на заказ по техническому заданию «надо что-то милое, но не слишком сложное».
Если вы чувствовали себя чужим, даже среди своих, то сразу скажу, что «Элио» — ваш клиент. Это история о том, как сложно быть услышанным — и как важно знать, что ты не один. В остальном, проект сомнительный. Pixar снова решила выдать нечто «особенное» — и в итоге получился самый обычный мультфильм за последние годы.
Элио — сирота, которого воспитывает уставшая тетя-военачальница. Он одержим радиоволнами и мечтает, чтобы кто-то там, в далеком космосе, заметил его. И бесконечная черная пустота отвечает взаимностью. Его забирает космическая организация — нечто среднее между ООН и межгалактической версией детского лагеря. Во время своего приключения он встречает разнообразных существ и преодолевает много испытаний, раскрывая свои скрытые способности и становясь настоящим героем.
Одна из главных идей фильма напоминает нам, что мы все пылинки, и при этом заслуживаем любви. Звучит сильно, но исполнено — чуть менее ударно. Мультфильм умный, но не остроумный. Милый, но не пронзительный. Тут есть сцены, которые трогают — например, попытка Элио объяснить, почему он думает, что никто не хочет быть рядом с ним, но нет тех «пиковых» моментов Pixar, от которых обычно ком в горле.
Но настоящая находка мультфильма — Глордон, слизняк, сын инопланетного военачальника, который должен быть грозой вселенной, но вместо этого пеленает всех в коконы и хочет дружить. Он — главный сюрприз, голосом и повадками напоминает лучшего друга, которого ты не ждал когда-либо встретить, но теперь не отпустишь. И тут «Элио» раскрывается именно как бадди-муви, где два приятеля — земной и неземной — находят общий язык и строят свой маленький мир, пока взрослые в панике решают свои проблемы.
По части визуала — полет получился странный. С одной стороны — разнообразие форм, текстур и инопланетных биомов, как в «Элементарно». С другой — все это слегка безлико, особенно по меркам Pixar. Вроде есть все, но ничего не задерживается в памяти. И если в какой-нибудь «Тайне Коко» визуал служил сюжету и эмоциональному ритму, тут увы: экзотические инопланетяне и любопытные законы чужого мира — все останется фоном.
С того момента, когда Пит Доктер («Корпорация монстров», «Головоломка») стал главным креативным директором студии, Pixar начал делать более личные истории. «Элио» не стал исключением. Это все еще работает — особенно на детей — но взрослый зритель уже начнет замечать одну и ту же схему. И именно это мешает «Элио» стать великим: он слишком знакомый, даже в новой упаковке. Это проект-долгострой с разутым бюджетом в 150 миллионов, в котором драму об одиночестве превратили в бодрую комедию с красками, пришельцами и даже немножко пугающими моментами.
«Элио» — это Pixar на автопилоте. Как блокбастер, снятый на заказ по техническому заданию «надо что-то милое, но не слишком сложное». Милый, трогательный, местами даже захватывающий, но не культовый. Это фильм, который хочется порекомендовать ребенку, которому грустно. Хотя если вы когда-нибудь чувствовали (или чувствуете) себя одиноким, ненужным, странным — «Элио» точно поймет вас. И, может быть, этого будет достаточно для его целевой аудитории.
