Скорость вместо смысла: куда несется фильм «Формула-1»

Опубликовано· 536
Скорость вместо смысла: куда несется фильм «Формула-1»

На эмоциональном уровне фильм чуть слабее, чем «Форд против Феррари» или даже «Гонка», но в визуальном — местами на голову выше.

Есть фильмы, в которых с первой сцены ясно: сейчас вам покажут не просто кино, а визуализацию какого-нибудь из ивентов Red Bull, вколотую внутривенно. И «Формула-1» — именно такой проект. Он сверкает, звенит, визжит тормозами и гонит на бешеных скоростях. Это кино, которое словно сделано из адреналина и запаха горячей резины. Оно даже не спрашивает, любите ли вы гонки. Оно просто говорит: садись и держись.

И держаться действительно есть за что. Режиссер Джозеф Косински, уже набивший руку на маскулинных историях («Топ Ган: Мэверик»), берет ту же формулу — бесстрашный ветеран, молодой наглец, их противостояние — и переносит ее на трассу Формулы-1. Брэд Питт играет бывшего гонщика Сонни Хейса. Когда-то он был звездой и вот теперь его вытаскивают из фургона, чтобы спасти команду APX Grand Prix. Вместе с ним на трассу выходит Джошуа Пирс — слишком умный и слишком самоуверенный новичок. Их дуэт — классический конфликт поколений. Но что интересно, Косински решает не углубляться в это столкновение, а обернуть его в шикарные гонки с дикой аэродинамикой.

Фильм старается показать, что это не драма о гонках, а история об изменении спорта, о том, как все стало сложнее, дороже и симпатичнее для стриминговых платформ. Формула-1 уже давно не просто спорт, а шоу, и фильм это знает. Не случайно тут появляются настоящие звезды: Ферстаппен, Леклер и другие.

Но чем дольше ты смотришь фильм, тем больше замечаешь, что под капотом не все так гладко. Да, съемки в реальных Гран-при, да, камеры в кокпите, да, Ганс Циммер снова разошелся. Но все это больше эффект, чем содержание. Гонка за гонкой пролетают, не оставляя в памяти какой-либо драмы. Появляется осознание, что сценарий был вторичен. Монтаж и съемка — вот главное оружие.

Сценарий и правда хромает. Он пытается добавить важные темы — расовое разнообразие, женскую репрезентацию, даже обсуждение старения и токсичных ожиданий. Но все это работает на полставки. В какой-то момент становится все равно, кого продадут, кого уволят и так далее. Потому что все это мы уже видели.

Однако обвинять «Формулу-1» в заезженности — все равно что критиковать реальные гонки за бесконечные повторы кругов. Это часть жанра. Фильм, по сути, работает на двух уровнях: как киномарафон по гонкам, для тех, кто в теме, и как спортивная сказка для эстетов, где можно просто любоваться силуэтом Питта на фоне закатной трассы и хромированных деталей. На эмоциональном уровне он чуть слабее, чем «Форд против Феррари» или даже «Гонка», но в визуальном плане — местами на голову выше. Все актерские работы Демсона Идриса, Хавьера Бардема, Керри Кондон и других — не Оскар, но и без нареканий.

Так что, если вы хотите глубокую драму о скорости — возможно, не сюда. Но если ищете кино, от которого хочется искупаться в моторном масле — добро пожаловать, желательно в IMAX. «Формула-1» — это праздник для глаз и ушей, сделанный с глянцем, в котором драму заменяет лязг металла, а диалог — шум двигателя. Пафос есть. Драйв тоже. А пропускать фильм — преступление.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Подпишитесь на наш Telegram