Хроника ковидного безумия: стоит ли смотреть «Эддингтон» Ари Астера?

Если вам покажется, что фильм слишком перегружен, вспомните — это был всего лишь пересказ новостей тех лет.
М-да, ребят, честно говоря, я до сих пор не уверен, что именно посмотрел. «Эддингтон» Ари Астера и А24 — это вроде политический триллер, вроде семейная драма, вроде сатира, а временами комедия. Астер будто взял всю новостную американскую ленту 2020 года, разрезал ее на клочья и скормил зрителю без каких-либо прелюдий.
И вот ты сидишь, смотришь, пытаешься понять, шедевр это или просто затянувшаяся шиза твоего любимого режиссера. Это не значит, что фильм плохой, просто он похож на почти трехчасовой нервный срыв. Это тот редкий проект, который одновременно хочется похвалить за амбиции и пристрелить за самовлюбленность. Давайте попробуем разобраться более подробнее.
В центре сюжета — Джо Кросс в исполнении Хоакина Феникса. Шериф маленького городка Эддингтон, астматик, упрямый антимасочник. Его противник — мэр Тед Гарсия (Педро Паскаль), ухоженный, лощеный, с улыбкой политика, готового продать и город ради некоего дата-центра по обработке данных на базе искусственного интеллекта. Не желая мириться с планами властного чиновника, Кросс решает бросить ему вызов и выдвигает свою кандидатуру на пост мэра, не подозревая к каким непредсказуемым последствиям приведет его решение.
Режиссер «Солнцестояния», «Реинкарнации» и «Всех страхов Бо» в этот раз замахивается широко. Он показывает, как Америка в двадцатом году потеряла коллективный разум, как соцсети стали кривым зеркалом, а моральное самодовольство — новой наркотой для среднего класса. И в этом реально разглядеть блестящую сатиру на все и вся.
То есть, с одной стороны, перед нами дико смелая попытка поймать нерв Америки в эпоху COVID, когда паранойя, протесты и теории заговора переплелись так плотно, что даже небезызвестный QAnon (его кто-то помнит?) показался бы детсадом. С другой — это марафон идей на два с половиной часа, где режиссер успевает выстрелить во все подряд: от Black Lives Matter и культурных войн до культов, любящих PDF-файлы, и ни одна из этих пуль будто не попадает точно в цель. Но в отличие от того же «Все страхи Бо», где Астер окончательно утонул в собственных кошмарах и сюрреализме, здесь он все же пытается держать структуру.
По персонажам тут все чуть понятней: Хоакин Феникс предстает перед нами как воплощение унылой усталости. Его герой является проводником в мир безумия, но чаще оказывается ходячей безнадегой. И их дуэль с персонажем Паскаля… спойлерить не буду, но вас удивит итог.
И это не все: у нас есть жена Джо Луиза (Эмма Стоун), измотанная травмами прошлого и вяжущая жуткие куклы; властная свекровь, вечно цитирующая теории заговора; юные активисты, которые сами не понимают, что хотят; и проповедник в исполнении Остина Батлера, чьи промывающие мозги речи довели его до управлением сектой. В какой-то момент этот балаган превращается в парад странностей, где невозможно понять — то ли это серьезный триллер, то ли цирк с конями.
В итоге «Эддингтон» одним покажется смелым экспериментом, другим — несъедобной кашей. Фильм одновременно раздражает и завораживает, местами звучит как пророчество, местами как плохой мем. Можно восхищаться амбициями Астера, можно смеяться над его заносами, но отрицать одно сложно: он снял кино, которое идеально отражает ту самую Америку 2020 — сумасшедшую, параноидальную, до абсурда раздробленную. И если вам покажется, что фильм слишком перегружен, вспомните — это был всего лишь пересказ новостей тех лет.
Если вы цените актерскую игру ради самой игры, а не ради месседжа, или вы фанатеете от работ Астера, то вы по адресу. И это идеальное кино для того, чтобы выйти из зала и полтора часа доказывать друзьям, что Астер — либо новый гений кинематографа, либо шарлатан с камерой. А вот тем, кто хочет легкий фильм на вечер, лучше обойти стороной. «Эддингтон» — не та картина, где вы расслабитесь.
