Демоны устали, Уоррены тоже: обзор фильма «Заклятие 4: Последний обряд»

Этот хоррор пугает только тем, что длится больше двух часов.
If there’s something strange. In your neighborhood. Who you gonna call? Конечно же семью Уорренов — главных шарлатанов на поприще сверхъестественного. Но мы здесь не за разоблачениями. Франшиза дожила до четвертой и финальной номерной части, а также до девятого фильма во всей вселенной «Заклятия», включающей в себя истории об Аннабель и Монахини. Но, не дайте заголовку обмануть себя. Об этом поговорим в конце.
Итак, Эд и Лоррейн Уоррены (Патрик Уилсон и Вера Фармига) снова на экране, но их карьера дошла до того, что они читают лекции в полупустых аудиториях, где студенты больше интересуются «Охотниками за привидениями». В центре сюжета дело семьи Смерлов — «реального» кейса о паранормальных событиях в Пенсильвании. Сверхъестественная чертовщина начинается с злополучного зеркала с херувимами.
Но прежде, чем дойти до дела, фильм тратит больше часа нашего времени на разогрев и экспозицию, так как в сюжете немаловажную роль начинает играть дочь Уорренов по имени Джуди. Ее вы могли видеть во втором «Заклятии», когда появляется Монахиня. Когда, наконец, в дело вступают демоны… запускается максимально заезженная пластинка — снова темные комнаты, фонарики, грозы, чердаки и герои, которые зачем-то идут одни в самый страшный угол дома.
Режиссеру Майклу Чавесу, снявшему третье «Заклятие» и вторую «Монахиню», доверили финал. Он пытается жонглировать ностальгией и фансервисом, и получается лучше, чем в третьей части, но все равно далеко до оригинала. Хотя визуально у него есть несколько сильных моментов — второе появление Аннабель передает привет — в целом все подается так, будто фильм снят для стриминга.
Даже попытка сосредоточить сюжет на Уорренах не спасает: вместо того чтобы добавить глубины, история просто делает их менее интересными, а демоны снова вторичны, так как они просто никак не влияют на веру героев. По факту, этот хоррор пугает только тем, что длится больше двух часов. Люди пачками вставали и уходили с сеанса, на котором я сидел.
Конечно, спасти положение пытаются Патрик Уилсон и Вера Фармига. Их химия, их актерская игра — единственное, что еще заставляет смотреть на экран. Они честно вытягивают картину. Но даже их усилий хватает только на то, чтобы финал смотрелся как простенькое и вежливое прощание, а не мощный удар в сердце.
В итоге «Последний обряд» — это не демоническая буря, а скорее долгие похороны. Ужасы здесь предсказуемы, ставки ниже плинтуса, а хронометраж раздут. Для фанатов это может стать ностальгическим прощанием, для остальных — напоминанием, что даже у самых стойких демонов когда-нибудь заканчивается срок годности.
Изначально создатели хотели сделать финал в стиле «Мстителей», где на одном экране появляются вообще все покемоны этой сверхъестественной вселенной. Но они решили сосредоточиться на более интимной истории. Хорошее это решение или нет — мы уже не узнаем. Но, что мы точно знаем, так это новость о переобувке Питера Сафрана (не последнего человека в Warner Bros.) заявившего, что «Заклятие 4» — это не финал вселенной, а конец ее «первой фазы». Делаем выводы сами.
