Что нужно знать перед просмотром фильма «Трон: Арес»?

Опубликовано· 560
Что нужно знать перед просмотром фильма «Трон: Арес»?

Мы пройдемся по сюжету, героям и правилам этого мира коротко, с фактами и без перегрузки вашей операционки.

Через пятнадцать лет после «Трона: Наследие» и целых сорок три года после оригинального фильма, нас снова зовут в Систему. Сегодня состоялась премьера нового фильма франшизы с подзаголовком «Арес». И так как временная разница между фильмами, слишком велика, пора вспомнить, с чего все началось.

Да, можно просто самостоятельно пересмотреть первые два фильма (что, конечно, не возбраняется), но я решил сделать это за вас. Мы пройдемся по сюжету, героям и правилам этого мира коротко, с фактами и без перегрузки вашей операционки, чтобы вы вошли в «Ареса» как продвинутый пользователь… странно прозвучало. Ладно, в эфире рубрика «Что нужно знать…».

С чего все началось?

Вдохновение для «Трона» пришло аниматору Стивену Лисбергеру в 1976 году, после просмотра рекламы компьютерной фирмы MAGI и ознакомления с легендарной игрой Pong. Тогда он подумал: «А что, если мы создадим виртуальный мир, где программы — не просто коды, а личности?». Да, тут в какой-то мере присутствует отсылка к «Алисе в стране чудес».

Лисбергер и его команда сняли тестовый 30-секундный анимационный ролик и одна мышиная корпорация согласилась финансировать проект. Премьера состоялась в 1982 году, и, кассово, фильм не стал хитом, но проект получил номинации за «лучший дизайн костюмов» и «лучший звук» на 55-й церемонии вручения премии «Оскар». И был дисквалифицирован из категории «лучших визуальных эффектов».

Академия посчитала использование компьютерной анимации «мошенничеством»… то есть создателей поругали за то, что они придумали будущее кинематографа, так как их проект был одним из первых фильмов, в которых широко использовалась компьютерная графика. Тем не менее визуальные новшества и идея «программ с личностью, живущих в виртуальном мире» — все это зацепило зрителя.

В итоге, франшиза «Трон» включает в себя уже три фильма, анимационный сериал, игры, комиксы и так далее. Проект оказался не просто фильмом, а мечтой эпохи, когда компьютеры еще были чем-то загадочным, почти мистическим, и где компьютерная графика использовалась не как трюк, а как эстетика.

Как работает вселенная «Трона»?

Действия первых двух частей происходят в основном в «Системе» (или «Сеть») — виртуальная Вселенная, существующая внутри компьютерных сетей. Ее население — программы (в виде людей), у каждой из которых есть свой Пользователь (человек, написавший ее в реальном мире). Позже появляются «ИЗО» или Изоморфы — выглядящие как обычные программы, но возникшие без участия Пользователей. Этакие дети Системы.

Визуально программы различаются по цветовой гамме подсветки костюмов и техники: стандартные (свободные) программы используют холодные тона — голубой, белый, серебристый, тогда как злые («перепрограммированные» или «захваченные») — красным, оранжевым и желтым.

Все формы цифровой жизни в Системе носят индивидуальные диски, содержащие полную информацию о своем носителе: воспоминания, код, личность, способности. Диски также выполняют функции оружия — применяются как для защиты, так и для нападения. Еще в Системе существуют гладиаторские арены для сражений, включая дуэли на дисках и гонки на светоциклах (замысловатая версия «Змейки»).

В реальном мире немаловажную роль играет корпорация ENCOM, которая занимается разработкой программного обеспечения, систем безопасности и, что важно, экспериментирует с передовыми технологиями, включая оцифровку материи — процесс, с помощью которого человека можно превратить в цифровой код и поместить в Систему.

О чем фильмы?

Первый «Трон» рассказывает о гениальном программисте Кевине Флинне (Джефф Бриджес). Герой пытается найти доказательства плагиата его начальника Эдварда Диллинджера. Украденные данные положили начало его росту в ENCOM. При попытке взлома корпорации Кевин случайно попадает внутрь Системы, где центральный искусственный интеллект MCP (Master Control Program) правит ими как диктатор, заставляя участвовать в гладиаторских играх, тем самым принуждая их отказаться от своей веры в Пользователей.

Изначально это MCP был инструментом для администрирования системы, но он быстро развился в нечто большее — стал самосознающим, властолюбивым и начал поглощать другие программы, в том числе правительственные.

Флинн объединяется с программой Трон (да, в честь него и названа франшиза), самоуправляемой мерой безопасности, созданной его другом Аланом Брэдли, чтобы свергнуть MCP и вернуть свободную волю программам. После событий первого фильма Диллинджер теряет все — MCP уничтожен, правда о краже вскрыта, а ENCOM возглавляет уже сам Флинн.


Сиквел «Трон: Наследие» случился почти тридцать лет спустя — и вместе с ней в Систему зашли Daft Punk, подарив фильму один из самых стильных саундтреков в кино. Кевин Флинн исчезает, оставив сына Сэма (Гаррет Хедлунд), наследника корпорации ENCOM. Когда выросший Сэм находит тайный терминал отца, он случайно попадает внутрь новой Системы. Там он узнает, что его отец когда-то создал новый идеальный мир и доверил управление им своей программе — Клу. Важно понимать, что Клу — цифровое продолжение самого Флинна, его «цифровое я». Кевин взял с собой и Трона, как гаранта безопасности.

Но Клу воспринял задачу буквально: стремясь к совершенству, он устроил переворот, уничтожил Изоморфов и изгнал Флинна, став новым диктатором. Трон был побежден и перепрограммирован в личного телохранителя и гладиатора Клу. С помощью Кворры (Оливия Уайлд), последней из Изоморфов, Сэм находит отца. Кевин объясняет, что не может покинуть Систему — потому что выход откроет путь и для Клу, а это означало бы катастрофу для реального мира.

Сэм и Кворра пытаются добраться до портала, чтобы выбраться наружу. Клу устраивает им финальную погоню. В Троне просыпается память, и он жертвует собой, чтобы спасти героев. У портала Кевин уничтожает Клу и себя, а Сэм с Кворрой успевают вырваться в реальный мир. Кворра — первая программа из Системы, попавшая в реальный мир.


Еще после «Наследия» вышел мультсериал «Трон: Восстание», который служит мостом между событиями первой и второй частей. Но его закрыли после первого сезона, и это до сих пор одна из самых обидных историй для фанатов. С художественной точки зрения, это один из самых стильных сериалов десятых годов: графика — смесь неонового минимализма и стиля Сид Мида, а музыка — электронный шик от Джозефа Трапанезе, работавшего вместе с Daft Punk над «Наследием».

Disney в тот момент переживал период перестройки канала Disney XD. Корпорация искала больше коммерчески успешных проектов. А «Восстание», при всей своей красоте и зрелости, оказался слишком взрослым для детей и слишком нишевым для широкой аудитории.

Действие разворачивается в Системе, во времена, когда Клу уже захватил власть, а Трон считается погибшим. Главный герой — молодой механик Бек (о как). Он встречает Трона, который, вопреки слухам, еще жив. Пацан становится юным падаваном легендарного воина и обучается его искусству боя и принципам сопротивления. Бек становится новым «Троном» — символом надежды и свободы для жителей Системы.

Забавно, что сериал задумывался как часть расширенной вселенной — сценаристы надеялись, что Бек появится в полнометражных фильмах (например, в «Аресе»), но этого не произойдет.

Что ждать от третьего «Трона»

Чертов ENCOM вновь в центре событий: Джулиан Диллинджер (Эван Питерс), наследник Эда Диллинджера из первой части, создает «солдат» через технологии Системы, которые можно материализовать в реальном мире, но пока они нестабильны. И тут на сцену выходит программа «Арес» в исполнении Джареда It’s Morbin Time Лето, который начинает сомневаться в целях своей миссии.

Помимо Питерса и Лето в фильме снялись: Джиллиан Андерсон (Элизабет Диллинджер — мать Джулиана), Грета Ли (исполнительный директор ENCOM), Джоди Тёрнер-Смит (программа Афина) и сам Джефф Бриджес. Его появление в фильме сравнивают с камео и «наследием» (тонко получилось, да?), служащим скорее для связи с оригинальными фильмами, чем как движущая сюжетная сила.

У фильма сейчас 54% положительных рецензий, на основе 72 обзоров. Цифра, мягко говоря, не воодушевляющая. Хвалят визуал, дизайн, атмосферу, саундтрек от Nine Inch Nails и идеи, которые фильм пытается затронуть. А ругают за перегрузку экспозицией (слишком много объясняют, редко показывают), слабое раскрытие персонажей (особенно второстепенных) и, в целом, слабые «человеческие моменты». Будем надеяться, что обычному зрителю понравится и триквел откроет новую эру для поклонников научной фантастики.

Ведь эту вселенную полюбили не за сюжет, а за то, что он сделал с человеческим представлением о будущем. А потом пришло «Наследие», где взрослые видели красивую ностальгию, а молодежь вкусила чистый бит эпохи — электронный, неоновый, мерцающий, как пульс нейросети. Он не объясняет, а показывает. И, пожалуй, самое главное — «Трона» полюбили потому, что он не боится быть странным.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов
Подпишитесь на наш Telegram