Человечество обречено: обзор фильма «Бугония»

Прежде чем идти в кино, стоит хотя бы понять, что смотреть вы будете не историю о пришельцах, а жестокое аутсайдерское кино о нас — о людях, которые давно перестали отличать спасение от саморазрушения.
Наш любимый грек по имени Йоргос Лантимос наконец добрался до отечественного проката, и он снова решил поставить человечеству неутешительный диагноз. И несмотря на то, что «Бугония» — это не оригинальная идея, а ремейк корейского культового фильма «Спасите зелёную планету!», в то же время — это чистейший Лантимос. Тут есть все, за что вы его любите и ненавидите: гротескная сатира, болезненная точность наблюдений и фирменное чувство абсурда.

На первый взгляд, «Бугония» — простая история о похищении. Пчеловод Тедди, уверенный в том, что человечеством управляют пришельцы, решает спасти планету, похитив генерального директора фармацевтического гиганта — холодную и харизматичную Мишель. Он сбривает ей волосы, сковывает цепями и требует аудиенции с ее королем.

И тут миры Тедди и Мишель сталкиваются с силой ядерного взрыва. Он — помешанный конспиролог, чья мать впала в кому после испытаний препарата его жертвы, а она — воплощение корпоративной аморальности, искренне считающая, что делает добро, пока продает яд под видом прогресса. Их противостояние — дуэль мировоззрений. И это заметно даже в съемке, где Лантимос и оператор Робби Райан интересно выстраивают кадр: сверху вниз — на фанатика, снизу вверх — на богиню маркетинга. Но чем дольше они говорят, тем меньше остается уверенности, кто из них действительно прав, а кто безумен.

И не было бы этого шикарного напряжения, если бы не актеры. Джесси Племонс в роли Тедди выдает здесь, пожалуй, лучший перформанс в своей карьере — мрачный, уязвимый, агрессивный. Его Тедди — человек, доведенный до края не только утратой, но и отчаянной верой в собственную правоту. И куда же без музы Лантимоса? Эмма Стоун в роли Мишель вновь хороша. Хладнокровие и сила в ее игре переплетаются с отчаянной энергией плененного зверя, который выживет, чего бы это ни стоило. И эта новая совместная работа Стоун с Племонсом оказалась гораздо более удачной, чем в затянутой трэш-головоломке «Виды доброты». Да и в конце концов, у «Бугонии» более связное повествование.

Адаптация сценария Уилла Трейси («Меню») умело балансирует между философией и фарсом. Фильм то превращается в театральную пьесу о столкновении классов и идеологий, то в параноидальный триллер, то в абсурдную притчу о том, как вера и власть искажают реальность. Как это обычно бывает, Лантимос вновь заставляет чувствовать себя очень неловко при просмотре.
Как всегда, все снято с красотой: выверенные симметрии, неестественные цвета, а сверху звучит отличный саундтрек Джерскина Фендрикса, в котором тревожность переплетается с извращенной нежностью. Как и в «Бедных-несчастных», режиссер строит свой мир из визуальных контрастов, но «Бугония» строже, суше и злее — словно в кадре с каждой секундой выгорает сама идея эмпатии. Это посмертный отчет человечества о самом себе. И если у пчел, которых Тедди пытается спасти, еще есть шанс, то у нас — уже нет. Мы слишком заняты, чтобы заметить, как мед в наших сотах давно превратился в яд.

В финале не остается ни победителей, ни жертв, только ощущение опустошенности. То, что делает «Бугонию» особенно болезненным зрелищем — не изощренность режиссера и не гротеск насилия, а холодное осознание того, что в этой истории уже никто не может быть спасен. Ни герой, ни жертва, ни мир, за который они, якобы, борются. На самом деле, это очень страшная тема для рассуждений. И если вы знакомы с корейским оригиналом, ты вы явно в невыгодном положении с точки зрения сюрпризов.

Как и прошлые работы Лантимоса, «Бугония» — фильм не для всех. Он не дает катарсиса, не предлагает спасения и не объясняет, где тут добро. И если вы ждете легкой сатиры, будьте готовы к разочарованию. Прежде чем идти в кино, стоит хотя бы понять, что смотреть вы будете не историю о пришельцах, а жестокое аутсайдерское кино о нас — о людях, которые давно перестали отличать спасение от саморазрушения.
