Настоящая эволюция: как «Хищник: Планета смерти» спасает франшизу

Вселенная «Хищников» — это непаханое поле идей, которое можно использовать до бесконечности и Дэн Трахтенберг шикарно справился.
Дэн Трахтенберг — имя, которое должен знать каждый фанат «Хищников». Без этого мужика история брутальных яутжа, возможно, не продолжилась бы. Каждое его творение в этой вселенной было чем-то новым: пару лет назад вышла неожиданно вдумчивая «Добыча», представляющая нам первую девушку протагонистку в серии; этим летом он выпустил анимированный альманах «Убийца убийц» с выкрученной на максимум жестокостью и очень неожиданной концовкой; в ноябре Дэн возвращается и он вновь предлагает совершенно новое, яркое, странное, даже немного трогательное космическое приключение о взрослении и насилии. «Хищник: Планета смерти» кардинально переворачивает привычную формулу, делая главным героем не человека, а самого яутжа — молодого, смятенного и, на удивление, обаятельного.

Дек, сын грозного предводителя одного из племен хищников, слишком мал, слишком слаб и, как подсказывает его родня, слишком чувствителен, чтобы стать настоящим охотником. В их кодексе любое сочувствие — слабость, даже грех, за который необходимо карать. И юный яутжа отправляется на проклятую «планету смерти», где обитают существа, способные убить кого угодно. Чтобы заслужить признание, он должен добыть голову калиска — легендарного чудовища, имя которого произносится с тем же ужасом, что и фраза you ugly motherfucker. И таким образом начинается история, похожая одновременно на миф, видеоигру и подростковую драму про принятие себя.

Трахтенберг с самого порога заявляет: «Пустоши» не погружают в вязкую паранойю и маскулинность оригинала, а играют на контрастах. Вместо привычных сокомандников — андроид Тиа (Эль Фаннинг), представитель корпорации Weyland-Yutani (привет Чужим), и милое пиксаровское создание, которое случайно стало их спутником. И если вам кажется, что все это звучит как насмешка над фанатами старых фильмов… то вам кажется. На самом деле, в каком-то смысле так оно и есть. Но «Планета смерти» нарочно отказываются от привычного образа хищника как безмолвного чудовища: теперь это герой, способный сострадать, шутить и даже дружить.

Однако мягкость Трахтенберга не делает фильм стерильным и менее жестоким. Наоборот, режиссер использует возрастной рейтинг «13+» как способ испытать фантазию, а не ограничить ее. «Планета смерти» пульсирует опасностью: угри плюются кислотой; растения с иглами-транквилизаторами взрываются от приближения к ним; даже обычная с виду трава способна убить. А каждый бой с мохнатыми, гигантскими или членистоногими хищниками превращается в изобретательный бой на выживание. И все это снято с изящной хореографией, с вниманием к деталям и с той редкой для крупных франшиз заботой о логике мира.

Главное, конечно, не зрелище, а то, что за ним скрывается. Оказалось, что это фильм о чуждости, о слабости как силе и о вечной теме отцов и детей. Дек не герой по канонам своего вида, но именно его сочувствие и эмпатия делают его способным выжить там, где другие гибнут. В этом смысле он — антипод каждому «альфа-самцу» франшизы, от Шварценеггера до Броуди. Ирония в том, что, сняв самый «мягкий» фильм о Хищнике, Трахтенберг создал, пожалуй, самый человечный проект во франшизе. И раз уж заговорили про реальных людей: Эль Фаннинг в роли Тии… мое почтение. Это самый живой персонаж во всей серии фильмов.

Единственный существенный минус картины — это свет. Первая же битва Дека со своим собратом в пещере посеяла во мне зерно сомнения — и это что, теперь всегда так будет? Нет, серьезно, сказать, что я хоть что-то понимал — значит не сказать ничего. Просто две темные модельки Хищников летают по замкнутому пространству, спасибо. Но, дальше будет лучше, хотя общая цветовая палитра фильма все равно могла быть чуть лучше и ярче.
И тут встает вопрос: что там с фанатами? Спорный момент. Кому-то покажется, что режиссер разрушил священные устои, превратив «Хищника» в притчу о чуткости. Но именно в этом и заключается изюминка: Трахтенберг рискует и делает с франшизой то, что когда-то сделал Кэмерон с «Чужими» — меняет не правила, а перспективу. Его интересует не просто охота, а целая цивилизация и ее принципы, не просто битва, а ее смысл. И в конце вас ждет очень неожиданный клиффхэнгер, включающий в игру новую «силу», о которой до этого слышали только фанаты.

В мире, где «Хищник» давно стал синонимом циничного перезапуска, появление фильма с настоящей душой — уже подвиг. И в конце концов, вселенная «Хищников» — это непаханое поле идей, которое можно использовать до бесконечности и Трахтенберг шикарно справляется. А его жирный подкол в сторону «Завета» Ридли Скотта… второе мое почтение. Я не верю, что сцена с подносом лица к некоему потенциально опасному предмету — это случайность.

Пора закругляться. Если вы ждете от «Хищника» кровавого реализма — вас ждет разочарование. Но если готовы к тому, что франшиза может эволюционировать и стать чем-то большим, чем просто охота на людей — «Планета смерти» откроет для вас совершенно новые ощущения. Трахтенберг, я знаю, ты не прочитаешь это, но желаю тебе только успехов. Ты — спасение франшизы.