Финский терминатор против красной армии: обзор фильма «Бессмертный: Кровавая дорога домой»

Это хороший пример правильного сиквела: громче, ярче, жестче, смешнее, а главное - все еще эмоционально честно.
Финский «бессмертный» дед в здании. И он как будто проверяет пределы своей же формулы насилия, доводя ее до состояния чистого адреналина. Если первая часть была суровым, почти молчаливым экшеном о чистой ярости против нацистов, то вторая сразу делает ставку на личное: главный герой Аатами (Йорма Томмила), обремененный собственной трагедией, пытается буквально перевезти на родину разваленный дом и тем самым собрать свою жизнь заново. Но едва герой трогается в путь, за ним уже отправляют новое чудовище — Игоря Драганова, мясника-красноармейца в исполнении Стивена Лэнга («Аватар», «Не дыши»), словно слепленного из реликтовых злодеев VHS-боевиков восьмидесятых.

И отсюда начинается то самое сумасшествие, к которому режиссер Ялмари Хеландер идет с мальчишеским наслаждением: фильм вновь разбит на главы, и каждая следующая — новая ступень эскалации, где изощренная изобретательность важнее логики, а законы физики вышли из помещения. С равным азартом Аатами переворачивает танки, сбивает пикирующий самолет собственным грузом досок и рвет в клочья мотоциклетные отряды. Этот подход работает, потому что Хеландер, как и в первой части, снимает экшен максимально практично, от того почти все ощущается настоящим.
При этом сиквел намеренно менее мрачен: здесь больше юмора и самоиронии, а злодеи выглядят умышленно театральными и напоминают «Луни Тюнз» или работы Бастера Китона, только с расчлененкой. Хеландер сознательно смещает тон от жестокого выживания к безудержной боевик-опере, но при этом не теряет эмоциональность.

И в этой пляске насилия немалую силу играет дуэль Томмилы и Лэнга. Первый несет на себе какую-то усталую тяжесть, а Лэнг превращает своего злодея в гротескный символ жестокости, настолько уверенный в своей звериной силе, что его монолог об убийстве ребенка звучит почти ласково… и от этого только страшнее. Благодаря ним финал воспринимается не как обязательная развязка, а как предопределенное столкновение двух легенд из разных мифов.
Но главное — Хеландер снова делает фильм, который движется не «к», а «через». Я имею в вижу, что это путешествие, в котором каждый новый эпизод становится более невозможным, более смешным, более жестоким. Да, сюжет прост на протяжении всего хронометража, но именно в этой прямолинейности режиссер отрывается. Он отбрасывает все ненужное, оставляя чистую, яростную, почти танцевальную хореографию насилия.

В итоге «Кровавая дорога домой» — это хороший пример правильного сиквела: громче, ярче, жестче, смешнее, а главное — все еще эмоционально честно. Хеландер не просто повторяет успех — он развивает его, показывая, что можно снять боевик «про войну», который при этом остается игрой, аттракционом.