Пустая трата времени: почему третий «Аватар» впечатляет меньше, чем должен

Более чем за три чертовых часа вы увидите от силы пятнадцать минут нового контента.
На протяжении шестнадцати лет каждый новый «Аватар» (целых две части) выходил с ощущением события, почти ритуала. Это был не просто поход в кино, а проверка того, способен ли Джеймс Кэмерон, снова сдвинуть само представление о «зрелище» с большой буквы. И если честно, «Аватар: Огонь и пепел» выходит уже без той ауры технологического откровения, которая сопровождала первый фильм, и даже без гипнотической свежести «Пути воды».

На этот раз планка новизны объективно ниже, и Кэмерон это понимает: вместо попытки снова шокировать зрителя он делает фильм более злым и драматически сфокусированным. Третий «Аватар» — это пространство сильно затянувшегося конфликта, в котором накопилась усталость — и у героев… и у зрителя.
Технологически «Огонь и пепел» остается образцом максимализма. Захват движения точен, экшен поставлен с привычной для Кэмерона одержимостью, где каждая стычка ощущаются физически. При этом визуал больше не выносит мозг. Да, появляется новый биом с выжженной землей, но его почти не показывают нам. В остальном, нас ждут старые локации.

И проблема даже не в вышеописанном, а в том, что в целом ничего нового вы не увидите. Больше скажу, после фильма вы выйдете с ощущением «я сейчас будто пересмотрел вторую часть»: не будет новых героев; финальная битва будет в той же локации, что и во второй части; не будет новых сюжетных откровений кроме одного, связанного с Пауком; не будет серьезных потерь с обеих сторон. То есть, фильм длится больше трех часов (удачи), и за это время вы успеете не только погрузиться в мир Пандоры, но и заметить, как часто история пытается протоптать проход там, где уже целое стадо коней прошло.

Диалоги временами звучат как разборки малолеток. Драматические сцены растягиваются. Экшен, при всей своей выверенности, начинает сливаться в, прошу прощения, «одну битву за другой», где герои раз десять успеют побывать в плену, только при разных обстоятельствах. Кэмерон все еще умеет удерживать внимание, но все чаще — за счет ярких фанфар, которые всеми силами пытаются отвлечь вас и помешать задуматься над логикой присходящего.

Сюжетно «Огонь и пепел» продолжает линию утраты и гнева. Джейк Салли после смерти старшего сына стал жестче и мрачнее, вооружая свой клан до зубов и фактически отказываясь от прежних принципов На’ви. Его ярость и страх за семью сталкиваются с верой Нейтири в Эйву и естественный порядок вещей, а дети снова оказываются между этими полюсами. Особенно важной фигурой в истории становится Паук. Все это работает на уровне идей, но драматически часто буксует, потому что персонажи вынуждены повторять уже знакомые внутренние колебания, не всегда продвигаясь вперед.

Но, не отчаиваемся, новый импульс у фильма все же есть в виде пепельного клана Мангкван и их предводительницы Варанг в исполнении Уны Чаплин. Она мгновенно перетягивает внимание на себя, отыгрывая шаманку и воительницу, отвернувшуюся от Эйвы и нашедшую новую веру — в оружие и разрушение. Визуально и энергетически Варанг — самое яркое дополнение фильма… и единственное. И сценарий не дает ей достаточно раскрыться: она остается скорее воплощением хаоса и ярости, чем полноценным отражением альтернативной философии. Ее союз с Куоритчем усиливает угрозу, не неся какой-то дополнительной глубины.

В какой-то момент становится ясно, что «Огонь и пепел» — фильм о кризисе веры. Не только религиозной, но и сюжетной. Психика Нейтири дает трещины. Путь Кири тоже буксует, так еще Кэмерон решил знатно навалить кринжа с ее связью с Эйвой. А Джейк или Турук Макто все меньше верит в прежние идеалы и все больше — в оружие и силу. Это могло бы стать эмоциональным ядром картины, но Кэмерон слишком часто отвлекается на самоповтор, за которым сложно следить с тем же интересом, что раньше.
И все же «Аватар: Огонь и пепел» нельзя списать со счетов как пустой аттракцион… хотя, нет, ребят. Более чем за три чертовых часа вы увидите от силы пятнадцать минут нового контента. Можно защищать фильм тем, что в нем по-прежнему чувствуется убежденность Кэмерона в ценности кинотеатрального опыта, его принципиальный отказ от (де)генеративного ИИ и уважение к кинематографу в целом. Но по факту, это обычное набивание карманов за счет фанатов.

«Пламя и пепел» заслуженно займет последнее место в рейтинге франшизы, но при этом обязательно соберет кассу. Пандора перестала удивлять. Для следующих путешествий по этому миру Кэмерону придется искать не новые технологии, а новый смысл.