10 лучших фильмов 2025 года по версии kinoxona

Независимый арт-кинотеатр kinoxona для Afisha.uz составил подборку лучшего авторского кино 2025 года.
«Битва за битвой» (One Battle After Another)

Грандиозный портрет современной Америки, в котором политика, идеология и семейная драма переплетаются с экшн-сценами и остроумием абсурдистской комедии. Определенно, в этом году Голливуд не снял ничего сопоставимого с «Битвой за битвой».
«Звук падения» (In die Sonne schauen)

Картина Маши Шилински поэтически сплетает истории четырех девочек-подростков: в 1920-х, 1940-х, 1980-х и в наши дни. Хоть история каждой происходит на одной и той же ферме, четыре героини никогда не встретятся. Однако они переживают схожие события и чувства — от острого одиночества и страха перед будущим до обретения надежды. Фильм Шилински удивительно поэтично обнажает непрерывность и неразрывность маленькой человеческой жизни.
«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» (If I Had Legs I’d Kick You)

Комедийный хоррор Мэри Бронштейн, в котором обыденные будни родителя превращаются в экшен с философским подтекстом. Болезнь ребенка, рушащийся потолок, парковщик у больницы каждый день мешает спокойно припарковаться, а коробка с пиццей падет на землю сыром вниз — эта цепочка трагифарса не дает передышки. Каждая большая и мелкая неприятность оборачивается катастрофой, а гротескное нагромождение бедствий оставляет открытым вопрос — виновата ли героиня сама во всех бедах?
«Умри, моя любовь» (Die, My Love)

Болезненно-интимный портрет любви как разрушительной силы от режиссерки Линн Рэмси.
Молодая пара сбегает из Нью-Йорка в горы Монтаны, чтобы начать жизнь заново, только наедине друг с другом. Но страсть постепенно сменяется одержимостью, и их уединенный рай превращается в кошмар. Фильм отказывается от привычной романтизации «сумасшедшей» любви, показывая, как близость может стать пространством насилия над собой и другим.
«Бугония» (Bugonia)

Гротескная фантазия Йоргоса Лантимоса, в которой паранойя, конспирология и абсурд соединяются в социальную сатиру. По сюжету, генерального директора фармацевтической мегакорпорации Мишель Фуллер похищают сторонники теорий заговора — Тедди и его аутичный кузен Дон. Они уверены, что Мишель — «андромедианка», представительница инопланетной расы, уничтожающей пчел, разрушающей города и превращающей людей в покорных рабов. Реальность в фильме все время ускользает: безумие и рациональность меняются местами, заставляя сомневаться, кто здесь жертва, а кто — истинное зло.
«Гадкая сестра» (The Ugly Stepsister)

Мрачная деконструкция сказки, созданная Эмили Блихфельдт, где знакомый сюжет «Золушки» превращается в историю о стыде, зависти и насилии над телом. Фильм повествует о старшей дочери мачехи, Эльвире, которая вынуждена преобразиться, чтобы стать «красивой», очаровать принца на балу и вытащить свою семью из нищеты. Здесь нет злодеев в привычном смысле — только болезненное противостояние женских персонажей тем ожиданиям, которые на них возлагают мужчины. Удачный пример того, как сказочная форма помогает говорить о крайне современном опыте.
«Эддингтон» (Eddington)

Тревожный портрет маленького американского города, в котором накапливаются страх, агрессия и недоверие общества к власти. Режиссером и сценаристом фильма выступил Ари Астер, известный по «Реинкарнации» и «Солнцестоянию» — он работал над сценарием несколько лет и планировал «Эддингтон» как свой режиссерский дебют. Современный вестерн рассказывает о противостоянии шерифа и мэра маленького городка в Нью-Мексико во время пандемии COVID-19, что приводит к напряжённой ситуации и неожиданным последствиям.
«Континенталь 25»

Язвительная трагикомедия Раду Жуде, в которой он исследует феномен вины, задаваясь вопросом, сколько времени должен страдать «приличный человек». Судебного пристава Орсолю поглощают муки совести: бездомный, которого она должна была выселить из подвала, покончил с собой. Винить себя героине по идее не в чем: она действовала строго по закону и к тому же до последнего пыталась покойному помочь. «Договориться» с совестью все же получается и ей приходится признать очевидное: даже у самого острого чувства вины есть свой срок годности. Настоящая трагикомедия — при просмотре будет и уморительно смешно, и в то же время беспросветно грустно.
«Грешники» (Sinners)

Возможно, самый необычный фильм 2025 года об американском юге начала 1930-х. Бывшие бандиты открывают афроамериканский бар, а выступающий там блюзмен вдруг привлекает своей игрой вампиров. Этот арт-хоррор в американской прессе уже провозгласили фильмом года.
«Вдохновитель» (The Mastermind)

Деконструкция жанра «фильм про ограбление», развернутая Келли Райхардт в декорациях 1970-х. В Массачусетсе, в уютном загородном доме, живет офисный клерк Джей Би с женой и двумя сыновьями. Ему однажды приходит в голову «гениальная» идея украсть несколько ценных произведений из местного музея. Однако фильм сознательно отказывается от привычного для жанра напряжения и интриги: планирование, трюки и остросюжетные ходы здесь сведены к минимуму. Райхардт интересуют не столько механика преступления, а внутренний мир обычного человека — его сомнения, страхи и те истинные мотивы, ради которых и затевается эта авантюра.