Поисковый запрос должен содержать не менее трёх символов
Статья

«В живом городе художникам всегда есть, что сказать»: интервью с Хасаном Майчеевым

Опубликовано: 30 мая 2022 г.· 1 450
«В живом городе художникам всегда есть, что сказать»: интервью с Хасаном Майчеевым

Художник-муралист Хасан Майчеев в интервью Afisha.uz рассказал о ташкентском стрит-арте, своих работах и о том, как оказался в эпицентре скандала с inkuzart.

Стрит-арт, муралы и уличные художники за последние годы в Ташкенте будто возродились из пепла. В городе появились новые работы, большие и маленькие, провокационные и скромные, вселяющие надежду и заставляющие задуматься. Один из таких художников — Хасан Майчеев, арт-директор фонда Ziyo Forum и автор нескольких больших муралов в Ташкенте.

Среди его работ — муралы, посвященные врачам, космонавтам, «Символ дружбы» и многие другие. Он же оказался в эпицентре скандала с другим уличным художником — inkuzart.


Хасан, расскажите, пожалуйста, чем вас привлекают муралы и как вы к этому пришли?

По образованию я архитектор, поэтому меня всегда привлекали монументальные, высокие здания и я с большим интересом наблюдал, как за рубежом уличные художники рисуют огромные картины на зданиях. Смотря на такие работы, всегда хотел реализовать подобную картину сам. А когда есть желание — всегда появляются возможности. Так я пришел к муралам. Муралы мне нравятся тем, что они масштабные, и этим завораживают дух.

Что нужно, чтобы создать мурал?

В первую очередь, огромное желание сделать что-то новое и необычное. Затем найти место, где планируется создание мурала. Пробиться, получить разрешение, убедить, что здание и местность благодаря муралу могут выглядеть более привлекательно, и даже положительно повлиять на других людей. После получения разрешения можно создавать мурал по эскизу.

В среднем, работа над одним муралом занимает от 4 до 10 дней, в зависимости от сложности композиции и размеров здания. К примеру, 10 дней уходит на создание мурала на 9-этажном доме, а 4−5 дней — на 4-этажный дом. Это непростая, трудоемкая работа.


Какие вы используете материалы и насколько они долговечны?

Использую разные материалы: от качественных силиконовых красок до аэрозольных. Насколько они долговечны? Сложный вопрос, зависит от разных факторов. Но, к примеру, мурал, посвященный врачам в Сергелийском районе, держится уже 2 года, и за это время погодные условия не повлияли даже на оттенки цветов. Думаю, в лучшем случае, мурал сохраняется в хорошем состоянии в течение 15−20 лет. Долговечность мурала зависит не только от погодных условий, но и от поверхности, на которой мурал рисуется. Гарантировать срок сохранности мурала невозможно.

Есть ли у стрит-арта будущее в Ташкенте? Как вообще сейчас развивается это направление?

Будущее однозначно есть! Все, что мы сейчас видим на улицах Ташкента — только начало. Сейчас эта тема становится очень актуальной. В живом городе художникам всегда есть, что сказать. Не важно, масштабный это мурал или какая-то надпись за углом, художники через свое творчество всегда выражают свое мнение, видение, посыл. Каждое изображение — это мысль художника, и так он разговаривает с жителями города.

Я рад, что стрит-арт начинает поощряться, получать разрешения все легче. Никто не говорит мне: «Не рисуй!». Дальше будет больше.


Есть ли у вас любимая своя работа?

У каждой моей работы есть свой посыл, и даже своя энергетика. Сложно выделить один определенный мурал. В каждый из них я вложил себя и свое творчество, поэтому для меня одинаково ценна каждая моя работа.

Также моя профессиональная деятельность — архитектура, и я люблю заниматься дизайном интерьера. И в этом направлении тоже не могу выделить что-то особо любимое. Я люблю в целом создавать красоту там, где ее нет.

На каких художников вы равняетесь?

Я не могу сказать, что на кого-то равняюсь, стараюсь сохранять индивидуальность в моих работах. Но всегда вдохновлялся великими художниками эпохи Возрождения, среди которых Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Это люди, которые по-другому смотрели на мир и по-другому его видели. Их мышление было не таким, как у всех.


Как в мире стрит-арт художников относятся к «корректировке» чужой работы? Насколько это критично?

Касательно стрит-арта есть разные мысли: позитивные, негативные, провокационные. У нас на создание мурала реагируют неплохо, разрешение получить можно. Это уже большие возможности. Главное — амбиции, желание создать что-то уникальное, красивое и с глубоким смыслом.

В большинстве развитых городов мира есть муралы, они очень масштабные и привлекательные, дополняют образ города. Некоторые муралы даже повышают узнаваемость города и туристы приходят посмотреть именно на них. Я хочу, чтобы у нас в городе и в стране тоже было больше муралов. Сейчас мы активно создаем муралы в Сергелийском районе. Это будет не только украшением района, но и станет в дальнейшем частью туристического маршрута в городе. Я хочу, чтобы туристы, молодежь могли пройтись по району и увидеть разные муралы, разные мысли, идеи и посылы.


Как на вас повлияла ситуация с работой inkuzart?

Я усвоил урок из этой ситуации. Было много провокационных фраз, сплетен. Многие додумывали ситуацию в угоду себе. Но меня это не останавливает. Я рисовал и дальше буду рисовать.