«Стихия-2024»: музыка — это инструмент, а Муйнак – цель

Опубликовано· 1 534
«Стихия-2024»: музыка — это инструмент, а Муйнак – цель

Мы решили «прожить» шестую «Стихию» с гостем из Бишкека Баястаном Боронбаевым. Он впервые побывал в Узбекистане — приехал специально на фестиваль, и все пять дней жил с друзьями в палатке. Мы поговорили о том, ради чего стоит посетить «Стихию», что взять с собой и как спасаться от пустынной жары.

Этим летом фестиваль электронной музыки, искусства и науки «Стихия» прошел уже в шестой раз. В этом году пустынный рейв вернулся в Муйнак, где под палящим солнцем ржавеют остовы брошенных кораблей. Ловить свой вайб предлагалось на одной из четырех сцен под треки 60+ артистов со всего мира.

  • I am still waiting for you, Jonim — темная сторона фестиваля — индустриальное техно, трайбл-бейс, хардкор и транс.
  • Lighthouse — светлая сторона фестиваля — теплые хаус-ритмы, прогрессив и даб-техно.
  • #BackToMuynak — открытая дека, локальные артисты.
  • Aq Keme — полигон для экспериментов — авангардные лайвы и витиеватые диджей-сеты.


Фото: Феруз Рустамов

Многим запомнилась сцена, устроенная прямо на палубе заброшенного корабля. Сочетание живого вокала и пустынной ночи завораживало. Можно было сесть или лечь на теплый песок и слушать летящий в ночи голос артистов.

О том, как прошла его «Стихия» рассказал гость из Бишкека Баястан Боронбаев.


Фото: Феруз Рустамов

_______

Мы продакшн-студия Lights Creative Group из Бишкека, ведем на YouTube довольно популярный в Кыргызстане подкаст Lights Podcast, у нас больше 60 тысяч подписчиков. Недавно мы начали делать обзоры фестивалей. О «Стихии» узнали случайно — просто увидели рекламу в Instagram.

Мы сразу решили жить в палатке, чтобы в полной мере ощутить атмосферу и вайб пустыни, прочувствовать философию «Стихии». В Кыргызстане проводится похожий фестиваль KOLFEST, где люди живут в палатках, так что для нас такие условия были привычны. Хочу отметить, что на «Стихии» все очень открытые и дружелюбные, уже к концу первого дня мы познакомились практически со всеми участниками. Удалось пообщаться как с местными жителями, так и с путешественниками из Казахстана, Нидерландов, Германии, Вьетнама.


Фото: Рахим Калыбаев

Жить в палатке, конечно, не очень комфортно. Мы вчетвером делили пространство одной палатки, так что часто места не хватало. Но мы изначально хотели некоторого хаоса, который выступит противовесом налаженной городской жизни.

В палаточном городке быстро сложилось дружелюбное комьюнити — мы чувствовали себя даже не друзьями, а семьей. Оставить в соседней палатке вещи, пойти вместе поесть, накрыть общий стол, куда кто-то выложит еду, а кто-то — напитки, собраться поболтать — это будничная рутина «Стихии».


Фото: Влада Зуева

Распорядок дня был довольно прост. Музыкальные сеты заканчивались в 5−6 утра, а просыпались мы уже в 7−7:30, потому что начинало нещадно палить солнце, и в палатке становилось невыносимо жарко. После пробуждения первым делом занимали очередь в душ. В среднем время ожидания составляло 5−10 минут. Душевые кабины работали по расписанию: открывались утром и закрывались вечером. И они стали настоящим спасением! Все быстро, как в армии, ополаскивались и освобождали кабинку следующему человеку. Как справлялись девушки сказать не могу, но, кажется, некоторым помогало наличие дредов, которые не требуют тщательного ухода.


Фото: Рахим Калыбаев

После душа мы отправлялись в Муйнак, который находится в 20 минутах пешком от места проведения фестиваля. В первый день нам удалось найти уютное кафе «Маяк» с кондиционером и познакомиться с его хозяйкой. Мы купили ей в подарок вентилятор и попросились приходить каждый день. Мы приезжали в кафе утром, спали несколько часов на диванчиках, с удовольствием обедали (какая там рыба!), а после гуляли по Муйнаку и вечером возвращались на «Стихию».


Фото: Влада Зуева

Днем мы гуляли по Муйнаку, общались с местными жителями и узнали много нового о Каракалпакстане. Мы знали, что это автономная республика, но не представляли, насколько она отличается в культурном плане. Даже тот факт, что тут говорят на совсем другом языке, который непонятен тем, кто говорит по-узбекски, стал маленьким открытием.

Жители рассказывали нам о своей жизни и традициях. В целом создалось впечатление, что инфраструктура в Каракалпакстане слабая, и регион получает недостаточно внимания, хотя сюда можно привлекать туристов. Тут очень красивая местность. Бесконечная равнина и пески стали для нас, привыкших к горам Кыргызстана, чем-то новым. А рассветы в пустыне просто потрясающие!

Во второй день мы поехали на Аральское море. Дорога заняла час, и по приезду мы были разочарованы. Море напоминало болото, купаться там было невозможно. Нам потом сказали, что нормальная вода начинается дальше, и мы просто не доехали.


Фото: Феруз Рустамов

Мы взяли в поездку «бич-пакеты», но они не понадобились — мы ели только свежую еду. На территории фестиваля было много точек с едой: вагончики с бургерами, хот-догами, шашлыками, вегетарианской едой, корейской кухней и тому подобное. Мы познакомились с ребятами, которые готовили поке и чикен, и настолько сдружились, что могли взять четыре порции, а деньги перевести вечером. Дело в том, что у нас не было налички, а за каждый перевод с карты банк Кыргызстана взимал фиксированную комиссию. Поэтому нам было выгоднее переводить деньги один раз в день общим платежом.

Что советуем привозить с собой: солнцезащитный крем и напитки.


Фото: Феруз Рустамов

Ночная жизнь на «Стихии», как и на любом техно-мероприятии, разгоняется постепенно. Креативных инсталляций было немного, собеседники говорили, что в прошлом году в Бухаре их было на порядок больше.

Одним из самых ярких моментов фестиваля стал сет в 5:30 утра на Кладбище кораблей. Мы впервые встретили рассвет в пустыне: было прохладно, песок отдавал холодом, а проекторы рисовали иллюзию озера. Мы стояли на холмике, смотрели на набегающие волны света и погружались в ощущение, будто море вернулось.

Среди артистов я бы отметил казахстанского диджея Edigee, считаю его сет лучшим. Также я остался под впечатлением от выступлений детей, которые выступали с наставниками-диджеями.

Выступление детей — это результат инициативы Stihia Gen, которая помогает юным талантам раскрыть свой потенциал. С 28 мая по 3 июня ученики муйнакской музыкальной школы изучали основы электронной музыки под руководством артистов «Стихии» Edigee и Josef Tumari, а потом выступили на сцене фестиваля.


Фото: Феруз Рустамов

Теоретически я знал, что через креативную индустрию можно транслировать важные сообщения. «Стихия» на практике показала, как это сделать. Организаторы не только продвигают музыкальную культуру, но и привлекают внимание общества к острым экологическим вопросам. «Стихия» — больше про Муйнак, нежели про музыку. Музыка — это инструмент, а Муйнак — цель.

Дневное время было отведено под активности образовательного форума Stihia N+1. Участники и лекторы со всего мира обсуждали потенциал экотуризма в регионе, последствия таяния ледников, сохранение снежных барсов, экологические решения для Арала, развитие «зеленых коридоров» в Центральной Азии и тому подобное.


Фото: Гузалия Мухамеджанова

Если бы меня попросили дать совет тем, кто собирается на «Стихию», то я бы сказал: «Нужно не ныть, а понять и принять ситуацию». Мы встречали участников, которые жаловались на то, что в пустыне жарко, что от Нукуса до Муйнака долго ехать, что из-за отключения электричества в душе нет воды или он не такой чистый, как хотелось бы.

Человек должен понимать, куда едет. Подобные фестивали — не про комфорт. Это пустыня, здесь нет условий, поэтому надо забыть о городских удобствах и наслаждаться моментом, получать удовольствие от атмосферы и музыки. Тем более цены были приемлемые.


Фото: Феруз Рустамов

Билет на «Стихию» — от 400 000 до 800 000 сумов.
Аренда места для палатки — 100 000 сумов.
Место в юрте — 250 000 сумов.
Аренда комнаты в Муйнаке по тарифу «Курпача only» — с кондиционером 200 000 сумов за ночь, без кондиционера — 100 000 сумов за ночь.

Самое важное, что я получил от «Стихии» — это осознание того, что отношения между людьми могут быть намного добрее, теплее, доверительнее, искреннее. Конечно, на это влияют многие внешние факторы, но такая философия кажется легко реализуемой.

 — Мы можем быть добрее друг к другу, — для меня это главный вывод «Стихии».

Екатерина Цой
Автор
Екатерина Цой