«Стихия» 2025 или как прошел главный техно-фестиваль Узбекистана

Опубликовано· 1 786
«Стихия» 2025 или как прошел главный техно-фестиваль Узбекистана

Главная цель фестиваля — привлечь внимание к экологической катастрофе Арала и показать, что Муйнак — это не забытая точка на карте, а уникальное место с огромным культурным и природным потенциалом.

С 29 по 31 мая на высохшем берегу Аральского моря, среди остатков былой гавани, вновь прошел один из самых необычных фестивалей Центральной Азии — международный фестиваль электронной музыки, современного искусства и экологии — «Стихия».

Семь лет назад в бывшим портовом городе Муйнак прошёл первый фестиваль. Тогда идея такого фестиваля казалась почти нереальной: собрать артистов, художников и тысячи зрителей в месте, где море превратилось в пустыню — Аралкум. Сегодня «Стихия» — это масштабное событие с международным огласом, объединившее более 8 000 гостей из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, России и других стран СНГ, а также туристов из Германии, Японии, Китая и США.

«Было приобретено около 2 500 билетов. Но за счет нескольких открытых сцен, открытых для города, туда приходили порядка 7−8 тысяч людей в день», — рассказал Отабек Сулейманов, генеральный продюсер фестиваля.

География фестиваля

Несмотря на огромный интерес, инфраструктура остаётся слабым местом организации. Муйнак считается одним из самых труднодоступных и дальних точек Узбекистана. Гости фестиваля добираются сюда, прилетая через Нукус или Ургенч, а затем более четырех часов едут на автобусах или автомобилях по степи.

«Мы, конечно, сильно ограничены в туристической инфраструктуре, потому что это очень дальняя локация, и сюда сложно добраться. Фестиваль будет расти только с развитием инфраструктуры Муйнака», — отметил исполнительный продюсер.

Многие приезжие туристы жили либо в палаточном лагере, под открытым небом на выделенной территории. Или снимали жилье у местных жителей. Место для завтраков или обедов тоже было сложно найти, так как город не рассчитан для такого большого количества людей. Но небольшие магазинчики работали почти до утра, что облегчало эту задачу.

Стоит помнить, что фестиваль проходит в условиях настоящей пустыни — с её пылью, резкими перепадами температур и, конечно, насекомыми. Муравьи, жуки и другие обитатели Аралкума могли забраться под одежду, ползать по рюкзакам, палаткам и по людям. Это часть дикой природы, от которой здесь никуда не деться. Так что если вы не готовы к такому полному слиянию с окружающей средой, «Стихия» может оказаться не совсем вашим форматом.

Концепция

Концепцией этого года стала история региона, которую организаторы старались отразить буквально и фигурально, через истории жителей, артистов и художников.

«Изначально „Стихия“ придумывалась, собственно, из-за Аральского моря, которое сейчас — пустыня Аралкум. Раньше Муйнак был концентрацией креатива, творчества, рыболовства и экономики. Сейчас, к сожалению, ситуация сильно изменилась, потому что вода ушла. И цель фестиваля — это довести людей до этой локации, для того, чтобы они своими глазами увидели — воды здесь больше нет. До горизонта и за ним — только пустыня. И хотелось бы всех осведомить о экологии и о проблеме водных ресурсов за счёт этого фестиваля», — объясняет Одил Мухамедов, исполнительный продюсер «Стихии».

На территории «Кладбища кораблей» были раскинуты арт-объекты, созданные узбекскими мастерами. «Открытые двери» как символ возможностей, зеркальные фигуры людей, огромный бумажный корабль, экспонат в виде скелета рыбы — как болезненная метафора ушедшего моря.

Музыкальная часть

Музыкальная программа в этом году была сосредоточена на артистах из Центральной Азии. Более 70 диджеев и музыкантов со всего мира представили свои сеты и лайвы на пяти сценах:

  • I am still waiting for you, Jonim — индустриальное техно и хардкор.
  • Lighthouse — мягкие хаус-ритмы и прогрессив.
  • #BackToMuynak — сцена локальных артистов.
  • Aq Keme — территория экспериментов и авангарда.
  • 373 — коллаборация с местной группой и дуэтом Loud 373.

На сценах выступали как местные каракалпакские артисты, открывающие новое звучания традиционных инструментов, так зарубежные и другие региональные диджеи. Фестиваль давал возможность опытным и начинающим музыкантам раскрыть свое звучания и заявить о себе для новой публики.

«В этом году было рекордное количество заявок от диджеев. Почти 400 с лишним, было очень сложно отбирать…», — говорит генеральный продюсер «Стихии».

При этом, не всем местным жителям было легко адаптироваться к экспериментальной электронике. Жёсткое техно, трайбл и хардкор оказались непривычными для многих гостей. Большей популярностью у них пользовались сцены с более мелодичной и зажигательной музыкой — ближе к попу, хаусу или локальному звучанию. Такие площадки становились настоящими точками притяжения, объединяя туристов и местных жителей.

На фестивале две сцены из пяти находились в частном секторе. Доступ туда был только по специальному браслету, который гости получали в первый день, при регистрации. Этот браслет служил не просто билетом, но и своего рода «паспортом» фестиваля — его нужно было носить все три дня и ни в коем случае не снимать, иначе попасть внутрь снова было бы невозможно.

Интерактивная часть фестиваля

Все дни в частном секторе был открыт маркет с товарами от муйнакских ремесленников. На нем продавались памятные сувениры, платки, украшения, тюбетейки и одежда с традиционными мотивами. Но стоит отметить, что цены превышали даже ташкентские.

«Все желающие, могут участвовать на маркете. Мы стараемся максимально поддерживать местных ремесленников. Мы с них денег не берём, они просто приходят и продают. У нас буквально там 20 минут назад были ребята, которые просто приехали, они не предупреждали. И мы сказали, ладно, давайте продавайте», — смеется Одил Мухамедов.

В плане развлекательной программы, к сожалению, фестиваль разочаровал. Было не так много интерактивных площадок или игр. А те из них что были, были ориентированы на малое количество людей, работали недолго и были расположены на закрытой территории.

К примеру, от одной из участвовавших компаний были установлены два стола для игры в настольный теннис и безалкогольный пиво-понг. Но все эти игры были открыты лишь три часа в день, от всего времени фестиваля, который длится более восьми часов.

Также гости могли сделать авторскую гравировку на браслетах, жетонах, картах или личных вещах от компании Graver Master.

Или от Coca-Cola было открыто небольшое пространство с местом для отдыха: сидениями, качелями, фотозоной под открытым небом и большой украшенной в фирменных тонах юртой, в которой можно было поиграть в шахматы, нарды и просто передохнуть.

За 5 000 сумов посетители могли подняться на бывший маяк и увидеть потрясающий закат и вид на всю пустыню и фестиваль.

Небольшая зона фудкорта была также расположена в частном секторе. Из еды были представлены национальной узбекскими блюда, но в основном шашлык. Была также раменая станция с большим разнообразием лапши и добавками к ней и открытый бар с напитками. За пределами этой территории местные жители расположили собственные киоски с продуктами, едой и напитками.

Влияние на город

На второй день проходил форум Stihia Forum N+1, где выступили значимые горожане Муйнака, внесшие свою лепту в развитие города.

Первым выступил художник — Анварбек Сайымбетов, с лекцией «Муйнак на холсте: как рождается история в красках». Сам мастер ниникогда не бывавший на фестивале, представил живописное полотно, глубоко передающее дух события. На всех его картинах в основе отражена история Каракалпакского региона и прошлое Муйнака с Аральским морем. Он мечтает, чтобы Аральское море, снова наполнились, как раньше.

«Мы же смогли полететь в космос, почему мы не можем заполнить Арал. Хоть музыкой, мечтой и искусством», — говорит художник.

Вторым спикером был единственный ныне живущий капитан в десятом поколении — Али Шадинов. Он поделился историями из своей практики, рассказал, как Муйнак выглядел, когда ещё был морским городом.

Истории этих людей произвели глубокое впечатление на всех присутствующих. Их слова позволили увидеть эту трагедию не как абстрактный факт из учебника, а как живую реальность — сквозь их боль, воспоминания и надежду.

Также второй день был знаменателен открытием ключевой сцены на «Кладбище кораблей». И в партнерстве с местной музыкальной школой подопечные проекта Stihia Gen смогли продемонстрировать свои таланты на главной сцене фестиваля. Детям дали шанс творить свою музыку — синтез местной музыки с электронной. Их выступления были трогательными и вызвали гордость у местных жителей.

«Каждый год мы это наблюдаем, как посетители фестиваля и горожане находятся в одной толпе. Они перемешаны и это очень радует», — отмечает Отабек Сулейманов.

Завершение фестиваля

В финальный вечер, в присутствии тысяч гостей, было сожжена ключевая инсталляция «Большое око» — как символ возрождения и объединения четырёх стихий.

«Вы находитесь в месте, в котором максимально чувствуете эту „стихию“. Сильный порыв ветра — это уже одна стихия. Потом мы видим землю в её максимальном обличии. Не видим воду, собственно, третью стихию. И регулярно фестиваль заканчивается сожжением какой-то важной инсталляции — это получается огонь. И, собственно, вот четыре стихии собираются», — основатель креативной организации moc.

Фестиваль поддерживается Министерством экологии и Комитетом по туризму Узбекистана, но «Стихия» — это не просто про музыку и туристов. Её главная цель — привлечь внимание к экологической катастрофе Арала и показать, что Муйнак — это не забытая точка на карте, а уникальное место с огромным культурным и природным потенциалом. Со временем фестиваль стал символом возрождения региона и площадкой для идей, вдохновения и культурного обмена.

«Фестиваль закреплён за Муйнаком, а именно за этим местом на берегу Аральского моря. Таких мест в мире почти не осталось. Катастрофа уже произошла — перед нами пустыня, где когда-то плескалась вода. Но мы стараемся с помощью фестиваля внести вклад в развитие города, поддержать его экономику. Мы понимаем, что во время „Стихии“ местные жители зарабатывают, растёт экономика города и интерес к региону. Мы уже не можем просто уйти отсюда. Чувствуем моральную долг и ответственность за эту миссию, которую на себя взяли — и будем её активно продолжать», — говорят организаторы.

Автор: Фатима Юсупова
Подпишитесь на наш Telegram
«Стихия» 2025 или как прошел главный техно-фестиваль Узбекистана — Афиша Ташкента