Арт-пространство Haqiqiy: старый дом и новое искусство

Опубликовано· 549
Арт-пространство Haqiqiy: старый дом и новое искусство

История дома под снос, который успевает прожить еще одну жизнь – яркую и наполненную творчеством.

На краю Дархана, между бетонкой и высотками Darhan Avenue, стена к стене со старым ТашМИ стоит пустой дом. Когда-то здесь жили две семьи офицеров, преподавателей Академии. Дети выросли, старики умерли, наступило новое время, и дом продали — его будущее решено, новый хозяин снесет его, чтобы построить что-то новое. Но прежде, чем исчезнуть, этот дом успевает прожить еще одну жизнь — яркую и наполненную творчеством.

Сейчас он стал галереей. Арт-пространством Haqiqiy, которое создала художница, керамист, писатель и куратор Александра Романова. Она пишет о месте просто: «Пока решается его судьба, он станет выставочным пространством, где художники, фотографы, скульпторы, литераторы и музыканты смогут реализовать свои смелые идеи».

И то, как быстро это случилось, поражает. За пару месяцев заброшенный, чуть перекошенный временем дом и двор превратились в площадку, где рождается настоящий диалог между креаторами и зрителями. Выставки здесь стремительные, как вспышки: один день — открытие, второй — кураторские экскурсии. Еще мгновение — и пространство снова пустеет, готовясь к новой истории.

Первая выставка «Глубина» открылась 25 октября. В ней сошлись ранние работы Тимура Эрнста Ахмедова из коллекции Хушнуда Юлдашева и скульптуры Эдуарда Сафаряна. Восточные мотивы и западная эстетика очень гармонично разместили в небольших комнатах старого дома: как будто стены сами подсказали правильный ритм. Картины Тимура отсылают к модерну — в них много орнаментальности, мозаики, природных мотивов; при этом герои полотен словно сошли из персидских миниатюр.

Во дворе галереи гостей встречали керамические панно Сафаряна — яркие, абстрактные, с названиями, которые провоцируют на поиск сюжета. А в залах бронза — то закрученная, то строгая, вступившая в тонкий диалог с живописью Ахмедова.

15−16 ноября пространство Haqiqiy стало свидетелем нового творческого рождения: здесь прошла выставка 12-летней художницы Зафины Саломовой — нейроотличной выпускницы инклюзивного хаба и ученицы известного узбекского художника Джахонгира Бобокулова.

Ее живопись — смелая, вибрирующая, наполненная цветом и ритмом, который работает как пульс самой реальности. Удивительно, как гармонично смотрелись работы в пространстве — в камерных залах-комнатах поместился огромный яркий внутренний мир художницы.

Уже в ближайшие выходные, 22−23 ноября, в доме откроется новый проект — выставка Osh bo’lsin, посвященная еде во всех ее проявлениях: натюрморты, керамика, digital искусство и даже ковер. А уже в декабре здесь пройдет персональная выставка самой Александры Романовой.

Haqiqiy — это не просто новая галерея Ташкента. Это пример того, как старый дом, обреченный на исчезновение, может вдруг ожить, стать точкой притяжения, местом, где искусство не просто выставляется, а резонирует со стенами, окнами, трещинами, памятью пространства. Пусть это всего на несколько недель, но дом успевает еще раз стать домом — для художников, зрителей и искусства, которое всегда приходит туда, где его ждут.

Анна Фролкина
Автор
Анна Фролкина
Подпишитесь на наш Telegram