Как Alex Solely покорил Ташкент: аншлаг в «Ильхоме» и магия фортепиано в Yamaha

Опубликовано· 247
Как Alex Solely покорил Ташкент: аншлаг в «Ильхоме» и магия фортепиано в Yamaha

Атмосферный концерт Alex Solely собрал аншлаг в «Ильхоме», а его творческий вечер в Yamaha стал откровением для поклонников. Музыкант представил новые произведения, поделился вдохновением и пообещал вернуться в Ташкент.

21 ноября в ташкентском театре «Ильхом» — тихом пристанище интеллектуалов и творческой публики, состоялся концерт пианиста и композитора русского происхождения, ныне проживающего в Сербии, Алексея Соколова, известного как Alex Solely. Программа носила камерно-поэтичное название: «Уютный вечер фортепианной музыки». 24 ноября композитор провел камерный творческий вечер в магазине Yamaha. В этом материале — авторский обзор Акмаля Юлдашева, с цитатами Alex Solely и анонсами с музыкального вечера.

Хотя я и не отношу себя к постоянным слушателям неоклассики и минимализма, несколько рекламных обещаний — рядом с авторскими произведениями прозвучат и пьесы Гуно, Сати и других классиков — подогрели мой интерес. PR-команда Solely, надо признать, сработала безукоризненно. Информация о концерте всплывала повсюду, и любопытство взяло свое — я оказался среди слушателей.

Первые минуты концерта вызвали во мне смешанные чувства. Местами техника музыканта сияла, как наточенное лезвие; в других моментах внимание рассеивалось на лишних деталях. Художественное решение открыть концерт за закрытой тюлевой завесой, сопровождая музыку абстрактным «слайд-шоу», звучало спорно. Не потому, что картинки были некачественными, а потому что они навязывали музыке декоративную нагрузку.

«Моя музыка это не столько сочинение, сколько изложение. Это отражение того, что увидел, услышал, возможно даже есть „откровенные цитаты“. Двигатель всего этого, начало — осень и меланхолия, жизненные ситуации, нерадостные и несчастливые… Именно они заставляют сесть в ночи и начать сочинять. Также триггером служит одиночество — пребывание вдали от дома, от семьи»

Чувствовалось, как пальцы пианиста плавно скользят по клавишам, выстраивая собственную вселенную, — но параллельно на занавесе происходило что-то совсем иное. Цветы, круги, неопределенные «космические» материи, чрезмерно рьяно повторяющие музыкальный жест. Это сбивало, вырывая слушателя из чистого звучания.

Наконец Solely поприветствовал зал. Волнистые русые волосы, чёткие черты лица, мягкая улыбка, бархатный тембр, пойманный слишком чувствительным микрофоном — всё это создавало образ романтического героя. Он коротко рассказал о своём творческом пути и представил музыкантов, сопровождавших его в этот вечер.

Руслана Волкова, длинноволосого мультиинструменталиста, мы встречаем на многих творческих вечерах — сегодня он отвечал за клавиши и звуковые эффекты. В струнную группу вошли два исполнителя: опытный виолончелист Мансур Кадыров, и крайне одаренный молодой скрипач Зухриддин Усмонов. Именно с этой команды началась программа авторских сочинений Solely.

«Искусство выполняет компенсаторную функцию. От него хочется получить то, чего нам не хватает в жизни. Например, в шуме ритма хочется тишины. И вот моя музыка — она такая»

Первым прозвучало произведение под названием «Мечта» — и оно с первых же нот покорило зал мягкой, тягучей мелодикой.

Второе произведение — «Чайка» — произвело на публику куда более яркое впечатление. Причина проста: музыка была построена на модных сегодня гармонических формулах, тех самых, которые никого не раздражают и редко вызывают отторжение. Поэтому практически каждый слушатель — и тот, кто близок к музыке, и тот, кто далёк от неё на профессиональном уровне, ловил себя на мысли «Кажется, я уже где-то это слышал». Хотя на самом деле — нет.

Использование подобных ностальгических, эмоционально понятных интонаций я не спешу записывать в леность композитора. Такие мелодии, как правило, быстро становятся любимыми, а затем «оседают» в плейлистах — включаются где-то на фоне, во время уборки… Лично я ощутил в этой композиции лёгкий привкус подражания. Но подчеркну: подражание для творца — вещь важная. Именно через имитацию он начинает понимать собственный жест, собственную мышечную память, собственные поиски.

Третья пьеса, «Остров», полностью оправдала свое название. Она была короткой — как капля меда, но той самой каплей, что оставляет сладкий след. Небольшая по объему, но теплая и эмоционально концентрированная, она завершилась раньше, чем слушатель успевал ощутить пресыщение.

«Минимализм — это не когда мало или не хватает, минимализм — это когда всего достаточно, для эмоций, функционирования и прочего. Меньшее всегда лучше»

Четвертое произведение тоже пришлось нам по душе, но художественную нагрузку на себя взяла скрипка. После первых трех песен я уже начал подозревать, что Зухриддин Усмонов не до конца подготовился к программе, и сидел с надеждой на хорошие исполнения. Однако когда зазвучала пьеса под названием «Прошлой ночью», наши надежды, увы, рухнули. Скрипач опоздал на свое вступление и допустил неприлично много фальши.

Вальс — это всегда весна, это всегда близко сердцу. Вальс Solely, прозвучавший седьмым в программе, подарил слушателям ощущение свежести, как чистый весенний воздух. Мелодически произведение оказалось живым и активным. Завершала первую часть концерта «Суета», логически и формально подводящая итог, и композитор был встречен аплодисментами.

Я уже несколько раз упоминал универсальность выбора произведений Solely, и теперь могу это подтвердить. Универсальность, о которой я говорю, обычно требует сдержанности, умеренности и единства. Некоторые находки Solely меня поражали, но в развитии композиций они не раскрылись. Не перешли на следующий этап эстетического и духовного развития. Это единственная моя существенная претензия.

Что касается исполнительского мастерства, то одним словом — восторг! Solely способен слушать музыкантов, управлять ансамблем и мастерски выходить из любых ситуаций. Я подумал, что он хорошо играет мировую классику, особенно произведения композиторов-импрессионистов, известных меломанам. Доказательством моих слов стала вторая часть концерта.

Вторую часть открыло произведение Una Mattina Энауди — «одним утром». Когда я услышал название, подумал: «Вот это хитроумный ход!» — и, словно предчувствуя, публика взорвалась аплодисментами. Овации не стихали.

Конечно, известность произведения мешала восприятию. В отличие от Энауди, Solely не так эмоционально подошел к произведению, стремясь приблизить исполнение к оригиналу, из-за чего звучание оказалось сухим, сдержанным и немного академичным.

24 ноября в Ташкенте Alex Solely новую пьесу — Alone. Она появится на всех стримингах 11 декабря.

Porz Goret Тьерсена был исполнен гораздо лучше, чем я ожидал. Звук оставался стабильным, динамика не ломалась, мелодическая последовательность сохраняла характер, и слушатель получил чистое впечатление.

Небольшие огрехи в конце Gnossienne Сати не испортили общее впечатление. Но исполнение Swan оставило не такое радостное впечатление. Виолончелист Мансур Кадыров во время исполнения был так увлечен эмоциями, что случайно повысил громкость, звук заслонил остальных исполнителей. Возможно, это эффект первого ряда, прямо напротив него.

«Кукушка!» — простое, но душевное произведение, пробуждающее слушателя. Я услышал его впервые, и снова благодарен Solely за новый подарок. Программа завершилась знаменитым произведением Филипа Гласса Mad Rush, изящно и красиво.

В рамках творческого вечера Alex Solely признался, что впервые услышал узбекские макомы и был поражен ими. Учитывая sold out в «Ильхоме», и 20% подписчиков из Узбекистана в Instagram композитора, уверены, что скоро нас ждет следующий концерт.

Автор: Акмаль Юлдашев

Выступление Alex Solely

В театре «Ильхом» состоится вечер фортепианной музыки в исполнении Alex Solely.

Подпишитесь на наш Telegram