Любимый головной убор туристов – чугурма. Интервью с ремесленником из Хивы

Опубликовано· 339
Любимый головной убор туристов – чугурма. Интервью с ремесленником из Хивы
Фото: yuz.uz

История и традиции древнего хорезмского головного убора, который до сих пор сохраняет свою значимость в сердце Хивы.

Почти каждый гость, ступивший на древнюю и в то же время вечно молодую землю Хивы, хотя бы раз примерит на себя чугурму — традиционный хорезмский головной убор — и спешит запечатлеть этот момент на фото. Но далеко не все знают, из чего и как изготавливается это колоритное украшение, ставшее визитной карточкой региона. Чтобы пролить свет на тайны старинного ремесла, корреспондент «Афиши» побеседовал с мастером-чугурмачем из Хивы — Эргашем Бобожоновым.

45-летний Эргаш Бобожонов торгует в лавке, расположенной перед медресе Мухаммад Аминхана — ныне гостиницей в самом сердце музея-заповедника Ичан-Кала. Здесь, среди десятков магазинов, несколько принадлежат потомкам династии Бобожоновых.

«Мои предки были знаменитыми ремесленниками, чугурмачами-постиндузами. Благодаря этому делу мы кормились испокон веков. Я с малых лет наблюдал за их трудом и начал шить сам. Сейчас я — представитель третьего поколения нашей династии. Мои братья тоже продолжают это ремесло, передавая его своим детям», — с гордостью рассказывает Эргаш-ака.

Из чего изготавливается чугурма?

По словам мастера, чугурма изготавливается из шкуры ягнёнка — и на один качественный головной убор уходит ровно одна шкурка.

«Наш главный материал — это ягнячья шкура. Мы используем шкуру новорождённого, двух- или трёхмесячного ягнёнка. Когда длина шерсти достигает 10−12 сантиметров, из неё уже можно делать настоящую чугурму, — рассказывает Эргаш-ака. — Ягнят мы покупаем у чабанов, на базарах, иногда шкуры поставляют и мясники. Очень важно выбрать хорошее сырьё: если шерсть курчавая — значит, и чугурма получится красивая, пышная, добротная».

Процесс изготовления — кропотливый и многогранный. Сначала шкуру замачивают, затем дубят, обрабатывают несколько раз и сушат. Лишь после этого можно приступить к раскрою. Всё делается вручную, шаг за шагом — и всё это требует немалого труда и терпения.

«Работаем всей семьёй, — говорит Эргаш-ака. — Это не просто ремесло — это часть нашей жизни, нашей души. Одна чугурма готовится максимум десять дней, если работать слаженно и без спешки».

Помимо чугурмы, Эргаш Бобожонов изготавливает и продаёт около пятнадцати видов головных уборов. Для этого он использует шкуры различных животных — овец, лис и даже волков. Каждый материал требует особого подхода и мастерства, а каждая шапка, по сути, уникальна.

«Цена на чугурму зависит от типа и качества шкуры, — поясняет ремесленник. — Особенно ценятся изделия из белой кожи — они считаются более редкими и эффектными, поэтому стоят дороже. В наших лавках цены варьируются от 200 000 до 1,5 миллиона сумов. У каждого изделия — своя история и своя ценность».

«В наше время спрос на такой „кондиционер“, заметно снизился»

«Во времена Хивинского хана чугурму носили все мужчины — от семилетних мальчиков до семидесятилетних старцев, — рассказывает Эргаш Бобожонов. — Благодаря этому мастера-чугирмачи, которых называли постиндузами, пользовались в народе большим уважением. Мы шили головные уборы из овечьих шкур, учитывая социальный статус заказчика: для ханов и визирей — особенно пышные, из отборного материала».

По словам ремесленника, в прошлом чугурма была атрибутом не только повседневной жизни, но и высокого положения. Она выполняла важную практическую функцию — сохраняла прохладу в зной и тепло в холода. «Наши предки носили чугурму даже в самую жаркую погоду. Голова потела, но оставалась защищённой. Словом, это был настоящий „кондиционер“, проверенный временем», — с лёгкой улыбкой говорит он.

Однако времена меняются. «Сегодня чугурму носят в основном пожилые, да и тех становится всё меньше. Молодёжь иногда покупает её для торжеств, свадеб, чтобы станцевать „Лазги“. Но массового ношения уже нет — интерес к чугурме, к сожалению, постепенно угасает», — с ноткой грусти добавляет мастер.

«Любимый атрибут туристов»

Небольшая торговая лавка мастера-ремесленника, расположенная на территории государственного музея-заповедника Ичан-Кала, всегда полна туристов. Своим искусством он прославляет хорезмские чугурма по всему миру.

«Все головные уборы мы изготавливаем дома — наша мастерская находится прямо в нашем жилище, — рассказывает Эргаш Бобожонов. — А магазин — здесь, в самом сердце Ичан-Калы, всемирно известного исторического комплекса. От дома до лавки всего 3−4 километра. Ещё мои предки торговали в этих местах, и сейчас мои братья и родственники тоже продают свои изделия здесь же. Для нашей семьи Ичан-Кала — это не просто рынок, это живое сердце ремесла, оживлённый торговый центр».

По словам мастера, чугурма остаётся любимым сувениром у туристов — именно они составляют основную часть его покупателей.

«Каждый, кто входит в Ичан-Калу, почти обязательно берёт в руки чугурму — интересуется, расспрашивает, из чего сделана, как носится. Мы всё подробно объясняем, рассказываем её историю — и тогда у человека загораются глаза, появляется желание купить. Особенно много покупателей среди иностранных гостей. Можно с уверенностью сказать: чугурма стала настоящим брендом Хорезма, ведь в основном её производят именно в Хиве».

Эргаш с гордостью добавляет: «Чугурма даже способствует развитию туризма. У меня есть постоянные клиенты, которые приезжают за ней из года в год. Некоторые заказывают онлайн, находясь за границей. Это не просто головной убор — это частица Хивы, которую они хотят унести с собой».

По словам мастера, его изделия пользуются спросом не только у местных жителей и туристов, но и у известных деятелей искусства Узбекистана.

«Я изготавливал чугурмы и тельпаки для творческих коллективов покойных хорезмских певцов Рахматжона Курбонова и Ортика Отажонова. Озодбек Назарбеков также был нашим покупателем. Сейчас мы сотрудничаем с ансамблем Огабека Собирова. Безусловно, приятно видеть, что наши головные уборы вызывают интерес у известных личностей и находят у них отклик», — говорит Эргаш Бобожонов.

Он добавляет с гордостью: «Благодаря ремеслу я не испытываю нужды. Мои дети продолжают династию, и я передаю им все секреты мастерства, чтобы традиция жила дальше».

Материал подготовлен при поддержке Комитета по туризму.

Миролим Исажонов
Автор
Миролим Исажонов
Подпишитесь на наш Telegram