Нукус. Культурный маршрут: от великой коллекции до личной мастерской

Нукус давно ассоциируется с именем Игоря Савицкого и его легендарной коллекцией. Но за пределами главного музея города живет и другая, не менее важная культурная история. Мы заглянули в Государственный музей истории и культуры Каракалпакстана и дом-музей художника Базарбая Серекеева, чтобы увидеть Нукус чуть шире — и ближе.
Государственный музей истории и культуры Каракалпакстана
Первое, что делает турист, оказавшись в Нукусе, — конечно же, направляется в «Лувр в пустыне» — Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого. Это действительно бесценное собрание русского и туркестанского авангарда, за которым стоит и подвиг коллекционера, и целая культурная драма XX века. Этот привычный маршрут можно с легкостью расширить и разнообразить.
Всего в нескольких минутах ходьбы от музея Савицкого находится другой, не менее важный музей — Государственный музей истории и культуры Каракалпакстана. Один из старейших в Центральной Азии, он был основан в 1929 году и начинался с небольшой выставки краеведов в Турткуле. Сегодня коллекция насчитывает более 80 тысяч экспонатов — от ювелирных украшений, предметов прикладного искусства и археологических находок до живописи и природных артефактов.
На первый взгляд это типичный краеведческий музей: история, культура, природа, этнография — все на своих местах. Но именно в «типичности» здесь кроется особая прелесть. Залы ухожены, витрины чисты и подсвечены, к экспонатам относятся с большой заботой. Пожалуй, единственное, чего не хватило в музее — лаконичных, но информативных экспликаций, которые могли бы без помощи гида или экскурсовода дать неподготовленному зрителю краткую справку о каждом разделе.
Маршрут начинается с погружения в животный мир Приаралья, где представлены окаменевшие останки древних животных и растений, чучела редких и уже исчезнувших птиц и животных Приаралья.
Далее — погружение в древность. Вы переходите в зал, где представлены артефакты и макеты городищ Древнего Хорезма, собранные в ходе масштабной Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, проходившей с 1937 по 1991 год.
Ее основателем и руководителем был выдающийся советский археолог и этнограф Сергей Павлович Толстов, называвший Хорезм «среднеазиатским Египтом» и посвятивший его изучению всю жизнь. Вот он на картине, вместе с известным узбекским археологом Яхъе Гулямовичем Гулямовым. К слову, именно эта экспедиция однажды привела в Каракалпакстан Игоря Савицкого — художника, командированного для документирования раскопок. Так началась история великой коллекции.
Самый яркий зал — этнографический. Он просто не может не впечатлить. Здесь старинные костюмы, ювелирные изделия, оружие и доспехи, музыкальные инструменты. Особенно хочется отметить экспонирование конского снаряжения: вместо витрины — фигура коня в натуральную величину, собранная из металлических прутьев. На нее надето традиционное убранство — сбруя, седло, украшения. Выглядит просто, но очень наглядно: экспонаты становятся частью живой сцены, а не просто музейной витрины.
Завершает маршрут зал, посвященный ключевым событиям современной истории Каракалпакстана. Здесь — документы, фотографии, предметы недавнего прошлого, позволяющие проследить, как формировалась республика в XX веке.
Дополняют выставку работы каракалпакских художников, вдохновленные эпосами и сказаниями. На первом этаже есть и традиционная юрта — загляните внутрь, чтобы завершить это путешествие в культурный код региона.
Дом-музей Базарбая Серекеева в Нукусе
У гостей Нукуса есть уникальная возможность — буквально прикоснуться к живому наследию каракалпакской живописи и побывать в доме-музее Базарбая Серекеева, одного из крупнейших художников региона. Музей расположен в махалле на окраине города — место тихое, почти незаметное с улицы. Но стоит нажать на дверной звонок, и вам открывают двери в мир, наполненный светом, красками и настоящей любовью к родной земле.
Базарбай Серекеев — заслуженный художник Узбекистана, чьи работы хранятся в музеях Ташкента, в коллекции музея Савицкого в Нукусе, а также в галереях Европы, Азии и Африки. Его творчество — это отражение жизни простых людей, природы Каракалпакстана, бытовых сцен, в которых всегда ощущается национальный характер.
Первый этаж дома-музея отведен под галерею. Здесь вас встречают работы позднего периода: от натурной точности художник постепенно уходит к более смелой, экспрессивной манере. Холсты наполнены свободной, живой энергией, крупными, яркими мазками.
Особое внимание привлекают расписанные художником тыквы-горлянки — традиционные сосуды, которые веками использовались в Центральной Азии для хранения кумыса, айрана или воды. Серекеев превращает их в необычные живописные объекты. Этот прием позднее подхватит и разовьет его сын, художник Бахтыяр Серекеев, работающий в духе неоэкспрессионизма.
Во втором зале взгляд сразу притягивают портреты. В них художник смело и точно передает характер человека, национальные черты, внутреннюю силу героев.
За неприметной дверью скрыта небольшая «сокровищница» — стеллаж с работами, которые не вошли в основную экспозицию.
Самое личное пространство — мастерская художника на втором этаже. Здесь все оставлено в том виде, каким было в 2017 году, когда Базарбай Серекеев ушел из жизни. На стенах хаотично висят работы разных лет. На столе — кисти, палитры, центральное место занимает мольберт. Кажется, вот-вот распахнется дверь, и художник войдет, чтобы продолжить свою работу.
Во внутреннем дворе расположена традиционная каракалпакская юрта. Если вы идете в музей в составе экскурсии, вам предложат заглянуть внутрь и даже отведать национальное блюдо. Это не просто приятное дополнение — это часть общей атмосферы, в которой живопись, быт и традиция соединяются в единый живой рассказ.
Материал создан при поддержке Комитета по туризму.
