Если не наступит завтра…: рецензия на спектакль «Завтра»

Опубликовано· 8 884
Если не наступит завтра…: рецензия на спектакль «Завтра»

Казалось бы, что пьеса «Завтра» — исключительно локальная история, социальная драма, сюжет которой построен вокруг проблемы сносов. Но тревожный настрой и ощущение безысходности этого произведения как нельзя хорошо предопределили состояние следующих за февралем месяцев. И сегодня, вновь исполняемая на сцене «Ильхома», в новых карантинных условиях, она не теряет своей злободневности.


Вдобавок ко всему, накануне премьеры, события пьесы стали реальностью театра — его здание само оказалось под угрозой уничтожения, или, выражаясь словами бизнесмена-прораба, «джентрификации». Но жизненная трагедия — лучшая основа для искусства.

Печальные события придали спектаклю нерв и еще больше пошатнули границу между театром и реальностью, неустойчивость которой заложена в самом сценарии. Именно в постоянном балансировании между мюзиклом и документалистикой, между романтической сказкой и социальной драмой я вижу главный интерес «Завтра». Эта пьеса похожа на дом из пахсы в условиях сейсмоактивности, — шатается, но не падает.

Если постараться представить спектакль, построенный лишь на стихах и музыке Ашота Даниеляна, я думаю, мы бы получили гораздо более мягкую, метафоричную и возможно романтическую историю с выраженными акцентами на внутреннем мире героев. Но, мне кажется, в таком случае, она потеряла бы те яркие триггеры, на которые откликается ташкентский зритель.


Если же избавить текст Никиты Макаренко от музыкальной составляющей, то останется социальный манифест или журналистское расследование о сносе очередного дома, серия интервью с жителями, застройщиками и чиновниками, облаченные в художественную этикетку.

Но сочетание этих полюсов в обрамлении грамотной режиссуры, сценографии, актерской игры создают цельное и динамичное произведение.

Каждый раз, когда на сцене происходит перебор с реальностью, врывается мюзикл. Именно музыка напоминает, что мы в театре, что все это нереально, что страдаешь не ты, что все — игра. Циничный монолог о брачно-денежных отношениях прерывается рок-н-рольным отрывом и твистами на столах. И наоборот, лиричная нежная сцена о влюбленности соседствует с неудобным спором о национализме и страхе перед теми, «кто думает не так, одевается неправильно, говорит не на том языке».


В сцене под названием «Обед» авторы сталкивают нас с нелицеприятными высказываниями и конфликтами — религиозными, расовыми, языковыми, которые мы стараемся мягко обойти в реальной жизни. Но они витают в воздухе и время от времени проявляются в каждом из нас. Признать это и громко высказать на сцене — один из самых свободных и честных жестов в современном узбекском искусстве.

Безусловно о конфликте бедных и богатых, свободе творчества, сделках с совестью, неравной любви было написано сотни пьес и стихов. Но «Завтра» — это не только и не столько история о социальной несправедливости, адаптированная в местных реалиях.

Надо понимать, что один из авторов — артист, который зарабатывает своим искусством, а другой — журналист, на своем опыте знающий, что такое компромисс с властью (не потому ли с таким упоением он играет на сцене успешного человека?). Продукт, который выдали Никита Макаренко и Ашот Даниелян — это выжимка их жизненного опыта, зарисовки карьерного пути, страхи, боли и вопросы, которые в реальной жизни не решатся с падением занавеса.


И словно герои пьесы мы замираем в ожидание неопределенного будущего, временами задаваясь вопросом «на что мы потратили половину своей жизни?». И фраза, брошенная одним из героев — «В нашем 2020 году ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне», пожалуй, только сейчас становится до жути понятной.

Отдельно мне хотелось бы выделить взаимодействие на сцене Рустама Мусакулова и Рафаэля Бабаджанова. Молодость и небольшой опыт (наряду с талантом) привносит легкость, раскованность и свободу в их игру. Если персонаж Рустама — Музыкант, изначально хорошо прописан, неоднозначен, в нем есть внутренний конфликт, то Маленький человек — гораздо проще, он одномерный и не меняется на протяжение всего развития действия. Но именно истеричная манера Рафаэля и то, как его оттеняет Рустам, «вытягивают» персонаж, делают его увлекательным.


Маленький Человек в «Завтра» — абсолютно гоголевский, и в его надрывном «Не трогайте меня!» навязчиво слышится «Зачем вы меня обижаете?!» И конечно, в мотиве противостояния успешных и маленьких людей, доведенных до отчаяния, чувствуется явный поклон «Джокеру». Но в отличие от голливудского героя, наш Маленький Человек не осуществляет ожидаемой развязки, потому что даже доведенный до предела, он знает — что все равно ничего не изменится.

Автор: Виктория Ерофеева

Завтра

Завтра
Премьера
15 февраля 2019
Режиссер
Артем Ким
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»