Выйти из Зумрака: рецензия на новый спектакль «Ильхома» I love you, but

Опубликовано· 10 724
Выйти из Зумрака: рецензия на новый спектакль «Ильхома» I love you, but

С началом пандемии театральному искусству пришлось труднее всего: традиционный театр сложно идет в новые формы и онлайн-пространство. Но коллективу «Ильхома» карантинные трудности, оказывается, нипочем: в этом сезоне он выдает уже вторую качественную премьеру: проект I love you, but немецкого режиссера Мириам Чолль.

Месяц назад на сцене театра появился спектакль по пьесе французского хедлайнера европейских афиш Флориана Зеллера «Сын» — на извечную тему «отцов и детей». В «Ильхоме» решили не переключаться с поколенческого регистра, а добавить в него новых идей и методов сценической работы. И речь не только в использовании видеопроекций на бутафорской стене.


История проекта I love you, but достойна краткого изложения. Мириам Чолль давно подвизается в театрах Германии и Австрии на постановках в придуманном ей жанре Bürgerbühne («театра горожан»), где не актеры, а реальные люди играют свои реальные истории. Коллектив «Ильхома» создан как раз для того, чтобы разыскивать новых интересных авторов и режиссеров и их новации превращать в театральное дело. Тут как раз ничего особенного нет, ташкентский зритель избалован этим.

В театре уже давно проложили борозды документального искусства. Еще в начале нулевых британец Мик Гордон из лондонского On Theatre привил в «Ильхоме» вкус к постановках драматургии типа verbatim, когда актеров посылают «в люди» с диктофонами в руках а потом из набранного материала делают спектакль. Так когда-то на сцене у коллектива Марка Вайля появился проект «Про любовь».

Тем не менее, I love you, but — совсем особенное дело. Здесь одним из главных является ответ на вопрос не «почему», а «как» удалось воплотить новый проект на сцене, когда режиссер из-за карантина не смогла выбраться в Ташкент. Репетиции в онлайн-формате через маленькое окошко Zoom-конференций — формат работы, на который решится не каждый творческий коллектив. На поклон Мириам Чолль так и «вышла» к зрителям по видео-звонку из своего кабинета в Германии, пошутив, что впервые не надела на премьеру праздничные туфли.


Сам спектакль, словно в одном из известных домов моды, сочинялся коллективно, этюдно. Актеры — ученики очередной, уже одиннадцатой школы-студии «Ильхома» — делились историями и фактами из своей жизни и жизни жителей города, импровизировали, закрепляли удачно найденное. Так, к примеру, на сцене оказался фотограф Анатолий Ким, уже давно работающий с «Ильхомом». Все это удачно сплелось в хореографии Марии Тихомоловой и саундтреке Яна Добрынина, умело сочетающего в театре свои актерские и музыкальные таланты.


Впрочем, способ совмещать личное переживание, режиссерское высказывание и театральную игру — это еще полдела в новом проекте. Вовлечь в сценическое действие зрителей — вот, пожалуй, самое главное в театральной модели Чолль. «Театр горожан» придуман ею именно как театр прямого социального высказывания для зрителя, они его ждут и жадно ловят.

В I love you, but все черты такого театра явлены с особой наглядностью. Только человек со очень слабым слухом не расслышит в спектакле отголосков всех тем, что с таким жаром обсуждают сегодня пользователи соцсетей: от шуток в адрес феминизма, перекопанных дорог и сносимых домов до пресловутого «пора валить», сексуального насилия и неизбывной коррупции.


Новый спектакль «Ильхома» — это уже не про персонажей — реальных или вымышленных, а про меня и про вас. Поэтому интересно должно быть всем — и актерам, беспрерывно то перебегающим с одной на другую стороны сцены, то пересаживающимся на расставленные на сцене табуретки, и зрителям, вынужденным все два часа действия вертеть головой то туда, то сюда. Да еще и непривычно отвечать на «личные» вопросы, которые прямо со сцены задают им актеры.

Зрителям пока не так просто, ответы даются с заминками: традиция воспринимать сцену только лишь как часть потребляемого визуального продукта пока живет прочно. Участники проекта очень точно придумали, как снять такую робость: зрителям на какое-то время даже разрешили пользоваться телефонами. Нет, звонить и снимать во время спектакля по-прежнему запрещается. В ходе импровизированного социологического опроса под покровом темноты всем присутствующим предложили проголосовать включением или отключением экранов своих гаджетов.


Активное мерцание зала доказало, что единственный способ говорить в театре о глубоких общечеловеческих проблемах — облечь их во внятные для сегодняшнего зрителя визуальные и эмоциональные формы. Так вот «Ильхом» сегодня умеет и это делать. Новый спектакль разом превратился в место, населенное живыми людьми, которые оказались нужны не только для того, чтобы выслушивать истории на сцене. Пора уже и всей театральной жизни в стране выходить не только из пандемии, но из сумрака пошлости и рутины.

Автор: Дмитрий Поваров

I love you, but

I love you, but
Премьера
4 апреля 2021
Режиссер
Мириам Чолль
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»